Технари и поклонники научной фантастики (включая вашего верного слугу), чаще других предающиеся мечтам о летающих автомобилях и прочих чудесах технической мысли, на самом деле не являются основной массой покупателей новых машин. Недавние жаркие дебаты, разгоревшиеся вокруг Chevrolet Volt, показали, что большинство потребителей интересуются тем, насколько электромобили сопоставимы с обычными бензиновыми автомобилями, которыми они уже обладают. Потому что, если начистоту, покупка электромобиля требует внесения некоторых коррективов в обычный уклад жизни: подзарядка, расчет дальности хода и особое обслуживание. За 100 с лишним лет автомобилестроения мы привыкли к бензиновым двигателям, а потому электрические моторы являются, в некотором роде, отклонением от нормы.
На самом же деле все не так, и именно это является самой яркой особенностью Nissan Leaf — его никто не называет «Автомобилем будущего». И хотя это с трудом походит на хвалебные дифирамбы, на самом деле это лучшая похвала, которой может удостоиться машина. Nissan мог бы построить автомобиль, который выглядел бы как звездолет из эпопеи «Звездные войны», и его купили бы человек пять-десять. Вместо этого они сделали автомобиль, который отличается от основной массы, но который при этом не отпугивает потенциальных покупателей своим вычурным дизайном. Концепт модели не был похож на привычный нам автомобиль, а вот производственная модель имеет на удивление обычный вид.
Чтобы мы поняли, о чем идет речь, Nissan пригласил нас проехать на этом автомобиле по городам и проселкам в окрестностях Франклина, штат Теннеси, где расположен головной офис представительства. Причем это уже полноценный тест. Больше никаких «ну ладно, прокатитесь до конца квартала». В нашем распоряжении Nissan Leaf в продажной комплектации с полностью заряженной батареей и руководство по эксплуатации — после двух пробных кругов по тестовому полигону нам предстоит 100-км путешествие по центральной части штата. Время выяснить, на что способен Nissan Leaf на настоящей дороге…
Боюсь повториться, но все же скажу — Leaf оказался вполне обычным. После 10 минут езды автомобиль ведет себя совершенно нормально, как любой хэтчбек с четырехцилиндровым бензиновым двигателем под капотом. Удивляет другое — отсутствие кривой обучаемости. Несомненно, необходимо некоторое время, чтобы привыкнуть к повышенной чувствительности педали регенеративных тормозов, как и идеально плавное ускорение, какого не встретить ни в одном бензиновом автомобиле, за исключением, разве что, Rolls-Royce. Но к этим аспектам привыкаешь очень быстро. От вас не требуется прохождения специальных курсов или изменения техники вождения: вы просто управляете этим авто, как и любым другим.
Чтобы продемонстрировать это, Nissan отправил нас по специальному маршруту, имитирующему обычный день какого-нибудь Ивана Петровича Сидорова: поездка в спортзал, по магазинам и в школу за ребенком. Чтобы запустить двигатель, нужно просто нажать на кнопку Start. О том, что Leaf работает и готов ехать, сигнализирует специальный колокольчик. Чтобы выбрать режим Drive, нужно сдвинуть похожий на компьютерную мышь селектор влево и вниз. Все, поехали. Шкала датчика рядом со спидометром напоминает вам о том, насколько сильно вы нажимаете на педаль акселератора. Если вы бережны с педалью, на датчике появляются небольшие деревца. Другие датчики, расположенные ниже, показывают уровень заряда батареи, оставшийся запас хода и график энергии, расходуемой мотором и регенерируемой. Это несколько непривычно, но ничего странного в этом нет.
Оставшийся запас хода, несомненно, многих будет держать в состоянии некоторого напряжения. Обычно запас хода определяется емкостью топливного бака автомобиля, и эта проблема решается возможностью быстрой дозаправки, так что, по сути, ее не существует. На этом фоне Leaf, требующий немало времени на полную зарядку батареи, вызывает обоснованные опасения. Что по этому поводу заявляет Nissan? Что в соответствии с данными социологического опроса, проведенного в США, 90% американцев проезжают менее 160 км в день, и так совпало, что именно столько составляет рекомендуемая дальность хода для Leaf. В соответствии с полученными данными около 72% из нас проезжают за день менее 80 км, а 26% — всего около 20 км. Другими словами, запас хода Leaf не представляет проблемы, если вы не планируете длительных переездов из одного конца страны в другой.
Но у Nissan есть не только статистические выкладки, у них ест ответы. Кнопка на рулевом колесе активирует дисплей стандартной системы навигации, показывающий два концентрических круга относительно вашего местоположения — безопасный запас хода, абсолютный запас хода. Если задать пункт назначения вне этих кругов, Nissan Leaf сообщит о невозможности действия, но при этом выведет на монитор все ближайшие станции дозаправки. Поскольку количество таких заправочных станций увеличивается (по оценке Nissan, к 2012 году их количество составит 12 000), в компьютер машины через спутник будут загружаться данные о новых станциях, и Leaf сможет составить маршрут длительной поездки с учетом расстояний между ними. Он даже сможет сообщить вам, сколько времени вам будет необходимо провести на каждой станции подзарядки в зависимости от ее мощности.
Это была бы очень ценная информация, если бы мы ею воспользовались. Nissan снабдил нас буклетом с указанием направлений для поездки, на данные из которого мы и ориентировались. И мы, конечно же, заблудились. Проблема была не в том, что Nissan указал неверные направления, а в том, что мы были поражены тем, насколько обычным оказался этот автомобиль, и слишком часто отвлекались на разглядывание появлявшихся на мониторе предупреждений, вроде «Внимание: справа заправочная станция — не останавливайтесь», а потому пропустили несколько важных поворотов. В итоге наши запланированные 80 км растянулись до 104 км. Специалисты Nissan пытались сделать тестовую поездку максимально обычной, но это не так-то просто, когда внутри журналисты.
Блуждая в окрестностях в поисках правильного маршрута, мы осознали необходимость провести кое-какие испытания, продиктованную нашей ответственностью как журналистов. Сначала мы ехали на Leaf, как на любом другом автомобиле. Никаких ухищрений, чтобы добиться минимального расхода и прочих хитростей. Замер с помощью обычного секундомера на часах показал, что до сотни машина разгоняется за 10 секунд, примерно столько же времени на это тратит Toyota Prius. Несмотря на то, что максимальная скорость Leaf, заявленная Nissan, составляет 145 км/час, мы разогнали его до 153 км/час. Ездить на такой скорости не рекомендуем, поскольку это резко сокращает запас хода. Говоря о последнем, кстати, стоит отметить, что после дня плутания по реальным дорогам заряда Leaf хватило на 122 км, хотя Nissan заявляет о 130-160 км.
В самых тяжелых условиях, скажем, в центре Нью-Йорка в час пик в середине зимы по оценкам Nissan этот показатель должен упасть до 95 км. Но и этого хватит, чтобы пересечь Манхеттен от края до края 4 раза. Nissan уверяет, что жаркая погода никак не отражается на запасе хода их электромобиля, и в качестве доказательства приводит пример испытаний в Таксоне в июле месяце, в ходе которых Leaf смог проехать на одном заряде 136 км. Особо бережливые водители, несомненно, могут проехать все 160 км, используя режим «Eco», который приглушает педаль акселератора и увеличивает регенерации тормозной системы, что позволяет проехать в среднем лишние 16 км.
Когда заряд батареи на исходе, Leaf об этом информирует так, что невозможно не заметить. В нашем случае, когда запас хода снизился до 25 км, на панели загорелись две сигнальные лампочки, появилось предупреждающее сообщение на мониторе, и прозвучало звуковое сообщение о необходимости скорой подзарядки. Индикатор заряда батареи также начинает мигать, так что нельзя не заметить. Прежде чем расстроиться, мы немного подумали и осознали, что 25 км — это гораздо больше, чем обычно составляет дорога до ближайшего торгового центра.
Как и в случае с любым другим электромобилем, время полной зарядки батареи Leaf очень сильно варьируется в зависимости от того, к какому источнику питания он подключен. Выньте переносной зарядный шнур из специального кейса в багажнике машины и воткните его в ближайшую розетку — время полной зарядки составит 20 часов. При использовании специального 220-вольтового зарядного устройство оно сокращается до 8 часов. Для дальних путешествий это также не лучший вариант, поэтому Nissan делает основную ставку на грядущее появление пунктов быстрой зарядки (Quick Charge), подключенных к коммерческим 440-вольтовым станциям, где Leaf сможет получить 80% заряда всего за 30 минут, пока вы будете в уборной или покупать что-либо в торговом автомате. При этом не рекомендуется пользоваться услугами таких пунктов больше 2 раз в сутки, поскольку это может привести к повреждению батареи, так что эффективный запас хода по-прежнему составляет 320 км, если вы намерены преодолеть такую дистанцию за день.
Все эти рассуждения по поводу запаса хода неизбежно ведут к еще одному «горячему» вопросу: в какую сумму выльется зарядка этого автомобиля? Это зависит от тарифов энергетической компании, услугами которой вы пользуетесь, хотя вы в состоянии посчитать все самостоятельно. Максимальная емкость батареи Leaf — 24 кВт-часов, но вам вряд ли удастся полностью ее разрядить. Nissan берет среднюю стоимость 11 центов за кВт-час, что дает нам $2,64 за одну полную зарядку. Здесь, в Лос-Анджелесе, стоимость кВт-часа варьируется от 4,6 до 16 центов в зависимости от того, сколько электроэнергии вы потребляете, какой у вас план обслуживания, и в какое время года и дня вы заряжаете свой электромобиль. Таким образом, стоимость одной полной зарядки будет варьироваться от $1,1 до $3,84. Сможете залить полный бак бензина на такую сумму? В данный момент публичные станции зарядки в основном бесплатные, чтобы популяризовать использование электромобилей и привлечь покупателей в расположенные поблизости магазины. В будущем они, скорее всего, станут платными, и все же это будет намного дешевле, чем заправляться бензином. Nissan даже берет на себя смелость утверждать, что Leaf останется конкурентоспособным, даже если цена бензина снизится до $1,1 за галлон (3,78 л). А это вряд ли когда-либо произойдет.
Но это лишь стоимость подзарядки вашего электромобиля. Существует также одномоментная затрата в размере $2 200, которые вам придется выложить за установку в вашем гараже 220-вольтового зарядного устройства, хотя, с другой стороны, есть отличная новость — отсутствие необходимости технического обслуживания. Nissan Leaf требуется лишь ежегодная проверка состояния батареи, так что можете забыть о замене масла в двигателе каждые три месяца, о приводных ремнях, об антифризе и т.д. Дилерские сервисные центры при таком раскладе в скором времени станут безлюдными, и мне трудно даже представить дилера, получающего большую часть прибыли от сервисного обслуживания проданных автомобилей, который с нетерпением бы ждал наступления такого будущего.
Вообще, управление Nissan Leaf намного проще, чем все эти экономические выкладки и подсчеты. Руль легкий и быстрый, а потому машина кажется легкой, как перышко. 272-кг батарея, установленная под полом салона, обеспечивает очень низкий центр тяжести и великолепное распределение массы по осям, так что управляемость Leaf нареканий не вызывает. Покрышки с низким сопротивлением качению, что не удивительно, склонны к заносу, в частности, машина легко демонстрирует недостаточную поворачиваемость, но при этом ее очень легко контролировать. Передняя рычажная подвеска типа MacPherson и задняя многорычажная — просты и понятны, но при всей своей простоте обеспечивают очень плавный ход и минимальные крены даже при совершении экстренных маневров.
Внутри автомобиль тоже вполне обычный. Дизайн передней панели и приборов футуристичны ровно настолько, чтобы не привлекать к себе излишнее внимание и не требовать компромисса в плане эргономичности. Сидения удобные, салон вмещает пятерых взрослых, если чуть потесниться. Пространства над головой в передней части салона колоссально много, да и сзади пассажиры с ростом ниже 195 см будут чувствовать себя вполне комфортно. Заднее сидение расположено чуть выше по отношению к передним, поскольку находится прямо над батареей, хотя это едва заметно. Пространство салона организовано хорошо, внутри намного просторнее, чем может показаться, если разглядывать автомобиль снаружи. Шумоизоляция у Leaf хорошая, уровень шума в салоне при езде по шоссе не выше, чем в каком-нибудь обычном седане, а может даже и чуть меньше. За исключением рулевого колеса, все материалы, использованные в салоне (или из вторсырья, или с перспективой им стать после утилизации машины) выглядят вполне приятно, качество отделки просто фантастическое. Мы отметили также, что все приборы слегка отклонены от водителя, и те, кто сидит далеко от руля, без телескопической регулировки могут столкнуться с проблемой обзора всей приборной панели.
Если и есть у Leaf камень преткновения, то это вместимость его багажного отделения. Запаски у него нет, только компрессор и пара заплаток для ремонта шин, а это значит, что уровень пола у машины расположен очень низко. Это превосходно, если вам нужно перевезти в багажнике много больших чемоданов. Плохо то, что вам придется сначала поднять чемоданы на 20 см, чтобы вытащить их оттуда. Несмотря на то, что спинки задних сидений складываются, они не образуют с полом ровной поверхности. Они образуют линию с батареей, расположенной прямо за ними, что на 20 см выше линии пола. В итоге вы получаете багажник с большим объемом, но очень странной формы. Это скорее широкий проход, чем вместительный багажный отсек. Но вы вряд ли станете перевозить крупногабаритную мебель при помощи своего Nissan Leaf.
В наше время, когда все стараются экономить, одним из решающих факторов при покупке нового авто является его стоимость. При том, что цена Nissan Leaf начинается с отметки $32 780, вполне резонно будет со стороны потенциального покупателя задаться вопросом, почему бы не купить, к примеру, Audi A3. Конечно, если вы предпочтете комплектацию SL вместо SV, предлагающую камеру заднего вида и солнечную панель, подзаряжающую 12-вольтовую батарею, то придется заплатить еще $940. В будущем Nissan оснастит Leaf подогревом сидений и руля, которые будут расходовать меньше энергии, чем обычный салонный обогреватель. Но у нас ведь есть налоговые льготы. Покупаете Leaf сегодня за полную цену, и в будущем году дядюшка Сэм вернет вам за это $7 500, что снижает стоимость Leaf до $25 280. Если вы живете на Гавайских островах, штат вернет вам еще $4 500, и цена упадет до $20 780. Штаты Калифорния, Колорадо и Джорджия вернут своему жителю, купившему Nissan Leaf, целых $5 000, а значит, здесь эта машина обойдется в $20 280. Другие штаты также предоставляют подобные льготы. Правда, никто не компенсирует вам те $2 200, которые вы потратите на установку зарядного устройства, так что просто прибавьте это к итоговой стоимости автомобиля.
20 280 долларов за новый автомобиль — это хорошая цена за любую машину. У Leaf есть система навигации, фары со светодиодами, возможность подключить ваш коммуникатор, чтобы дистанционно включать зарядку, кондиционер или обогреватель, плюс, это производственная модель по фантастически низкой цене. Удастся ли Nissan сохранить популярность этой модели после того, как иссякнет финансовая поддержка со стороны государства? Nissan надеется, что к тому времени цены на автомобили снизятся, и потребители станут охотней брать именно электромобили. Будет ли так на самом деле? Если все электромобили будут так же хороши, как Nissan Leaf, я бы не стал ставить на обратное.
Источник: Motor Trend
Перевод: Drom.ru