В СССР и Восточной Европе политические лидеры и высокие чины использовали ГАЗ-13 «Чайка» в качестве парадного автомобиля до 1989 года. Автомобили также использовались КГБ и советскими послами в ГДР, Северной Кореи, Болгарии, Венгрии, Монголии и Финляндии. Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев даже подарил одну «Чайку» кубинскому революционеру и политику Фиделю Кастро.
Это был полноразмерный роскошный автомобиль, расположившийся на ступеньку ниже ЗИЛ-111, и доступен в нескольких различные типах кузова, в том числе седан и кабриолет. «Чайка» никогда не продавалась обычным людям, но в особых случаях, например для проведения свадеб, машину можно было арендовать.
Автомобиль выпускался с 1959 по 1981 год на Горьковском автомобильном заводе. Около 20 экземпляров санитарного варианта ГАЗ-13С в кузове универсал было выпущено на заводе РАФ в 1973-1982 годах. Всего было построено 3 189 «Чаек», большинство из которых были 7-местными 4-дверными лимузинами.
Под капотом ГАЗ-13 «Чайка» был атмосферный 5,5-литровый двигатель V8, развивающий 195 лошадиных сил (143 кВт) при 4400 об/мин, выступающий в паре с автоматической гидромеханической 3-ступенчатой коробкой передач с кнопочным селектором. Максимальная скорость – 160 км/ч, а расход топлива составляет до 21 л на 100 км.
Многие считают, что на создание «Чайки» вдохновил Packard Patrician, сходства в дизайне машин очевидны. ГАЗ-13 «Чайка» был своеобразным Mercedes-Benz S-Class эпохи советской автомобильной промышленности. Нельзя не отметить огромное количество хромированной отделки на передней панели машины, характерной для советских автомобилей того времени.
Но что особенно привлекает, так это внутренняя компоновка с выдвижным вторым рядом сидений, позволяющим вместить до семи пассажиров. Говорят, за это автомобиль любили и оперативники КГБ, большое заднее пространство позволяло легко и быстро втащить внутрь «подозрительных» граждан.
Если спросить российского энтузиаста автолюбителя о самой красивой машине той эпохи, не стоит удивляться, услышав в ответ – «Чайка». Помимо россиян автомобиль любят и европейские коллекционеры, у которых ГАЗ-13 «Чайка» является высоко желанным транспортным средством. Приобрести модель у другого коллекционера можно по средней цене около $ 55 500.
Редакция Autoplus.su