На протяжении практически четырех десятков лет он неизменно присутствует в каждой горячей точке: будь то в Азии, Латинской Америке или Африке. Корни сомнительной славы попытались найти независимые эксперты.
Любопытное исследование публикует американский журнал Newsweek. Его предметом стал японский пикап Toyota Hilux, в контексте партизанских войн и междоусобных конфликтов по всему миру.
Нетрудно заметить этот автомобиль в видеорепортажах из горячих точек. Традиционный облик Hilux при этом таков: крупнокалиберный пулемет на турели в кузове, десяток-полтора вооруженных и разномастно одетых личностей, свешивающихся за борт, потрепанный вид самого авто часто с пулевыми отверстиями.
Тем более странно, что многие годы «боевому феномену Hilux» не придавалось большого значения на Западе. Одним из первых, кто посвятил этому вопросу отдельное исследование, стал военный эксперт в области борьбы с партизанскими формированиями Дэвид Килкаллен (David Kilcullen), в свое время участвовавший в разработке методик ведения боевых действий в Ираке.
Толчком же к исследованию послужила необычная татуировка, ставшая часто встречаться у боевиков движения Талибан в Афганистане. Это был… кленовый лист. Причем здесь Hilux? Выяснилось не сразу. В Афганистане авторитет этого авто практически непререкаем. Популярность его столь высока, что рынок наводнили абсолютно «выжатые» экземпляры, партизанам совершенно для их «работы» не подходящие. В свое время весьма крупная партия этих пикапов была поставлена из Канады для обслуживания миротворческого контингента, и все эти авто были либо новыми, либо в прекрасном состоянии. Со временем почти все они перешли в руки боевиков и местного населения. На заднем откидном борту каждого был изображен маленький кленовый лист. Весьма быстро он стал «знаком качества», перешел на татуировки и его даже стали подделывать. Но почему именно Hilux?
— Hilux везде и повсюду: это автомобильный эквивалент автомата Калашникова – говорит бывший ренджер армии США Эндрю Эксам (Andrew Exum). Ему не раз приходилось сталкиваться с этой «боевой единицей» и ничего хорошего подобные встречи не приносили. Hilux – это своеобразный современный вариант легкой кавалерии. Чрезвычайная мобильность – одно из главных преимуществ. Крепкая рамная конструкция позволяет установить в кузове крупнокалиберный пулемет, а на борту может поместиться (при большом желании) до двух десятков людей со стрелковым оружием. Высокий дорожный просвет и проходимость как у армейского внедорожника – это доказано десятилетиями боевых действий и несколькими поколениями модели. Вот лишь некоторые места партизанских войн, где в массовых количествах был замечен «боевой Hilux» с крупнокалиберным пулеметом: Сомали, Судан, Пакистан, Руанда, Эфиопия, Никарагуа, Либерия, Демократическая республика Конго, Ливан, Йемен, Ирак, Афганистан, Чад… Список можно продолжить.
Интересно, что в разных конфликтных точках Hilux получил собственные названия, имеющие даже свою историю. Первый псевдоним автомобиль заработал в 80-е годы во время военного конфликта между Ливией и Чадом. Тогда пикап назвали незамысловато – «военная Toyota». Более мудреным оказалось имя, возникшее в Сомали. Первые гуманитарные силы неправительственных организаций, появившиеся здесь в 90-е годы, не имели военного контингента ООН для охраны и использовали для защиты наемные силы. Нанимались они по так называемым «грантам технической поддержки», поэтому автомобили охранных компаний стали называть «техничками». Разумеется, в основе автопарка наемников были Hilux, вооруженные пулеметами. Так, в общем-то мирное название «техничка» закрепилось в Африке за Hilux, но только за теми, на которых установлен пулемет.
Феномен легкого вооруженного пикапа в качестве средства огневой поддержки при ведении современной партизанской войны попытался изучить и доктор Элистер Финлен (Alastair Finlan) из университета города Аберистуит в Великобритании. Изучив рапорты военных он пришел к выводу, что Hilux имеет ряд преимуществ над стандартными Humvee армии США и аналогичных авто армий НАТО. Несмотря на отсутствие бронирования, крупнокалиберный пулемет позволяет эффективно атаковать армейские патрули. Оставаясь уязвимым, «боевой Hilux» берет числом, мобильностью и мощным вооружением.
Стоит отметить, что партизанский опыт не остался незамеченным американскими армейскими чиновниками. Звучит, пожалуй, странно, но некоторые отряды спецназа, несущие службу в том же Афганистане, имеют на вооружении… Toyota Tacoma, также оснащенные пулеметами 50-го калибра.
Наконец, почему же все-таки Hilux, ведь существует масса аналогичных рамных пикапов других марок? Здесь ответ проще, чем кажется: массовость. Просто так сложилось, что эта модель оказалась наиболее распространенной на определенном этапе, а затем заработанная репутация позволила ей не опасаться конкурентов в столь специфической области. Тем не менее, в отдельных регионах не редки «боевые» Land Cruiser 70-серии, а также некоторые модели пикапов Nissan.
Если подвести некоторый итог, то картина вырисовывается двоякая. С одной стороны налицо отменные качества модели, проявившей себя с лучшей стороны в самых тяжелых условиях эксплуатации. С другой – слегка подмоченная репутация, ведь гордиться обладанием той же модели, что и у боевиков движения талибан… Впрочем, как уже было замечено, автомат Калашникова тоже на службе не в одной лишь российской армии и его репутации это нисколько не вредит. Скорее наоборот.