В Приморье судебные приставы выпустили на дороги спецавтомобили для выявления в потоке должников – машины сканируют при помощи видеокамеры и проверяют по базе данных в автоматическом режиме. Ранее для взыскания долгов предлагалось изымать у водителей права и аннулировать страховые полисы.
В Находке стартовала программа под названием «Дорожный пристав», цель которой – повысить эффективность работы судебных приставов по взысканию долгов, сообщает РИА «Новости». Патрульный автомобиль с установленными на нем видеокамерой и компьютером со специальной программой будет курсировать по дорогам города и искать машины должников, в отношении которых вступили в силу судебные решения по разным основаниям (за неуплату банковских кредитов, квартплаты, алиментов и дорожных штрафов).
Использовать приставы будут не базы ГИБДД, а собственные данные и данные налоговой инспекции. Таким образом, они намерены исключить вероятность остановки машин, владельцы которых ничего не должны.
Кроме патрульных машин элементы службы «Дорожный пристав» планируется размещать на постах ДПС, также решено использовать стационарные камеры на столбах, находящиеся в ведении ГИБДД.
«Если при помощи комплекса обнаруживается, что владелец той или иной машины имеет задолженность, система сигнализирует об этом звуковым сигналом и выводит данные должника на экран монитора. Дежурные сотрудники ГИБДД останавливают указанную машину. После чего судебные приставы или налоговые инспекторы прямо на месте либо взыскивают с водителя задолженность, либо вручают ему квитанцию или постановление суда, либо накладывают арест на имущество (автомобиль)», – говорится на сайте разработчика программы.
Ранее приставы вместе с ГИБДД выявляли должников в Вологодской, Нижегородской и Рязанской областях, а также в Санкт-Петербурге, налагали арест на автомобили и мобильные телефоны.
Проблемой повышения эффективности работы в ФССП озабочены уже давно. В разработанной Минюстом при участии ФССП, Минфина и ряда других ведомств программе повышения эффективности предлагается в качестве одной из мер лишать граждан специальных прав (в том числе водительских), однако сейчас такая мера не имеет правовых оснований. Также ранее приставы выступали с инициативой аннулировать страховые полисы автомобилей должников, что вызвало протесты со стороны страховых компаний.
При этом для взыскания долгов и сейчас существует множество механизмов.
В соответствии со статьей 68 закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав может, в частности, обратить взыскание на имущество должника, в том числе деньги и ценные бумаги, зарплату, арендные платежи, авторские отчисления и другие выплаты. Кроме того, судебные исполнители могут ограничить выезд должника за рубеж, а также применить «иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом».
Однако, согласно статистике ФССП, деятельность ее сотрудников продолжает оставаться неприбыльной. «Приставы не могут грамотно воспользоваться своими правами», – замечает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.
При этом в «отлове» должников на дорогах юристы не видят противоречий с законодательством. «Если водитель предупрежден был ранее о том, что за ним числится долг, и не оплатил его, он совершил административное правонарушение. Инспектор, как работник правоохранительных органов, вправе его остановить», – считает юрист Марат Бикбов.
Получить комментарий в центральном аппарате ФССП по поводу целесообразности применения новой программы в регионах и ее эффективности не удалось: телефон начальника отдела по взаимодействию со СМИ в согласованное для беседы время оказался выключен; письменный запрос также остался в четверг без ответа.