История и модели творения Джеральда Альдена Вигерта — суперкары Vector (Часть 1)


Все мы знаем, что 99% американской автопромышленности составляют продукты корпораций GM, Ford и Chrysler. Но в столь фанатично любящей автомобили стране, как США, не может не быть энтузиастов, желающих реализовать свою мечту о собственной компании по их производству. Так что в оставшийся 1% объемов выпуска попадают тысячи крохотных фирм, предлагающих те или иные машины под своими марками. В этом бесконечном списке вполне заслуженно занимают одно из самых почетных мест творения Джеральда Альдена Вигерта – суперкары Vector. Удивительно, но подробных описаний истории этого бренда практически нет, все имеющиеся оказались короткими и неполными. Так что по сути, перед вами самый полный рассказ о Vector.

Что делает Vector столь исключительным, так это рыночная ниша, для которой эти машины позиционировались: по сути, Вигерт изготовил первый американский ответ на европейскую «суперэкзотику» вроде Lamborghini и Ferrari с впечатляющими характеристиками и центральным расположением двигателя. Следующим после Vector подобный суперкар в США рискнули предложить аж в 2001 году, выпустив феноменальный Saleen S7. Собственно, даже удивительно, но до сих пор, за исключением Saleen и исключительно мелкосерийных Mosler MT900 и SSC Aero, настоящих суперкаров независимые автопроизводители в США так и не делают до сих пор – хотя в целом спрос на ультраспортивные автомобили огромен, что подтверждается нынешними рыночными успехами тех же Lamborghini, в том числе и в США. С другой стороны, ответ на этот вопрос может заключаться в словосочетании «независимые автопроизводители». В течение последних 20 лет индустрия суперкаров выросла из полукустарных мастерских с ручной сборкой в поле битвы крупнейших корпораций. Все основные европейские «экзотические» марки давно включены в состав концернов, а в Америке просто изначально специфика другая – суперкары производятся под массовыми брендами: Dodge Viper, Ford GT и Corvette Z06 весьма достойно смотрятся на фоне конкурентов. Возможно, в этом и причина столь печальной, по сути, истории Vector.

The Vector

История начинается в 1971 году, когда закончивший колледж по специальности «промышленный и транспортный дизайн» Джерри Вигерт (Gerald Alden “Jerry” Wiegert) вместе с Ли Брауном (Lee Brown) основывают в Венис, Калифорния компанию Vehicle Design Force. Первым и единственным плодом их сотрудничества стал концепт-кар The Vector, после завершения которого Ли Браун покинул компанию. Идея необычного клиновидного стайлинга машины пришла к Вигерту еще раньше – это подтверждает, в частности, студенческий эскиз Вигерта, находившийся до 1995 года в коллекции профессора Ричарда Коллера. Дизайн Vector до сих пор выглядит вполне современно (сравните его, например, с новейшим Lamborghini Reventon), а для начала 70-х годов производил впечатление форменного пришельца из космоса.

Как это обычно бывает с концептами от малоизвестных студий, никаких реальных планов по его производству у Vehicle Design Force не было – равно как не было и платформы, на которой машина могла быть собрана. Прототип не имел двигателя, а в своих комментариях Вигерт объявлял несколько различных вариантов, включая DOHC производства Porsche, но самым экзотическим из заявленных агрегатов был ротор Ванкеля от Mercedes C111 (как известно, C111 сам не пошел в серию, а Mercedes свернули программу по роторным двигателям).

Ориентировочная стоимость готового автомобиля должна была составлять не более $10000, что было бы исключительно гуманно для суперкара, но совершенно нереалистично. После дебюта на Лос-Анджелесском автосалоне 1972 года в виде пустого кузова, The Vector даже попал на обложку журнала Motor Trend. Но, разумеется, так никогда и не стал серийным продуктом.

Vector W2

К 1978 году дизайнерская задумка The Vector эволюционировала во второй концепт-кар, Vector W2. Предположительно, такой индекс появился от первой буквы фамилии создателя и количества турбин, установленных на двигателе – две (по другой версии, «2» означает второй автомобиль, построенный Вигертом). Автомобиль построили и модернизировали вручную в крохотной по меркам автопромышленности мастерской, которая по словам фотографа Марка Мадоу напоминала своей атмосферой «карроццерии», то есть старомодные кузовостроительные ателье, изготовлявшие по конкретным заказам кареты и повозки. Название компании к этому времени сменилось с Vehicle Design Force на Vector Cars International.

В год дебюта на Лос-Анджелесском автошоу W2 тоже был безмоторным прототипом, но в 1980-м на шасси перед задними колесами был размещен двигатель Chevrolet V8 (алюминиевый блок цилиндров производства Donovan, алюминиевые головки цилиндров) объемом 5,7 литра с двумя турбонагнетателями AiResearch H3, электронным впрыском топлива Bosch K-Jetronic и системой смазки с сухим картером. Даже на сегодняшний день установка турбин на американские V8 считается почти экзотикой (большинство тюнеров предпочитают компрессоры с приводом от коленвала), а уж 30 лет назад такой выбор системы нагнетания воздуха был исключительно необычным – равно как и широкое использование алюминиевых деталей, электронный впрыск и «сухой картер». По отношению к типичным Chevy Small Block того времени, использованные в моторе W2 технологии были поистине аэрокосмическими. Мощность составляла 650 л.с., а крутящий момент 800 Нм. Вся эта энергия передавалась на колеса посредством модифицированной в B&M трансмиссии GM Turbo Hydra-Matic 425 (такие устанавливались на Oldsmobile Toronado) с возможностью автоматического или ручного переключения передач. Согласно данным производителя, время разгона до 100 км/ч составляло ровно 4 секунды, четверть мили Vector W2 проходил за 11.0 секунд, а максимальная скорость явно превышала 300 км/ч, но вряд ли могла на регулярной основе достичь обещанных Вигертом 380 км/ч.

Первое заметное появление W2 в прессе – декабрь 1980 года, когда машина украсила обложку журнала Car & Driver. На тот момент озвученной датой начала производства должен был стать конец 1981 года, а розничная цена заявлялась на уровне $125000. В дальнейшем, Vector W2 часто появлялся в прессе, получая, в основном, позитивные отзывы от таких грандов, как Motor Trend и британской телепередачи Top Gear. Впрочем, по требованию Вигерта тесты Top Gear не включали проверку на максимальную скорость, несмотря на невероятные заявления о ее уровне. Скорее всего, причиной для этого было опасение за безопасность сделанного в единственном экземпляре автомобиля и его пилотов. Тем не менее, согласно данным журнала Top Wheels, проводившего тестирование W2 на легендарном соляном озере Бонневилль, максимальная скорость была зафиксирована на уровне 389 км/ч, причем при использовании антикрыла с большой прижимной силой (что могло ухудшить результат).

На протяжении нескольких лет Джерри пытался найти финансирование для начала производства Vector, а сам W2 перекрашивался и немного модернизировался, в том числе — с целью произвести впечатление, что изготовлено хотя бы несколько прототипов. Разумеется, что к концу декады восхищенные комментарии журналистов сменились скептическими. Car and Driver даже включили в 1989 году Vector в свою статью «Что могло бы быть…», посвященную так и несбывшимся автомобильным проектам. Были и более резкие высказывания, например, Датч Мэндель (Dutch Mandel), автор статьи в AutoWeek, позволил себе сравнить штаб-квартиру Vector со сказочной страной Neverland из сказки про Питера Пэна, а самого Вигерта – с P.T. Barnum. Вигерт подал на AutoWeek в суд, проиграл дело, но после подачи им апелляции журнал согласился с его требованиями для сокращения затрат на юристов. Важным источником средств стал еще один выигранный судебный процесс, на этот раз о нарушении прав на торговую марку, направленный против компании Goodyear, выпустившей шины Vector. Еще один иск Вигерт выиграл у производителя сигарет Vantage, использовавшего в своей рекламе фотографию этого автомобиля.

Параллельно с этим, 14 млн. долларов были собраны от продажи на фондовой бирже акций компании Vector Aeromotive Corporation (так в июле 1987 года была переименована Vector Cars International), а партнерами Вигерта по бизнесу стали бывший директор Porsche Питер Шутц, астронавт Скотт Карпентер и автомобильный дилер Рон Тонкин. Таким образом, в 1989 году Джерри смог таки начать производство своих автомобилей. Кстати, когда журнал American Automobile спросил Вигерта, как он пришел к идее Vector, ответ был таков: «Я хотел быть пилотом-истребителем, но не подошел по зрению, так что я решил сделать машину, которая была бы точно такой же, как истребитель».

На одометре Vector W2 за годы эксплуатации счетчик показывает свыше 160000 километров, больше чем на любом другом концепт-каре в мире. После всех перипетий машина до сих пор принадлежит Джерри Вигерту и находится в нынешнем офисе Vector в Вилмингтоне, Калифорния. К сожалению, в разобранном виде — «благодаря» действиям индонезийских владельцев компании. Интересно, что в 80-е годы, когда W2 иногда использовался Вигертом для поездок из мастерской к дому, он парковал его прямо на улице того самого калифорнийского городка Венис. На вопрос, не боится ли он угона, Джерри отвечал: «Машина производит устрашающее впечатление. Вы же не станете думать об угоне тактического истребителя с авиашоу, даже есть будет темно?».

Vector W8

Имея столь проработанный концепт-кар, как Vector W2, Вигерту не пришлось менять слишком много для того, чтобы получить готовую к мелкосерийному производству машину. Пожалуй, период с 1989 по 1993 год был самым счастливым в истории Vector и, возможно, даже единственным по-настоящему счастливым. Название “W8”, предположительно, произведено от инициала создателя и количества цилиндров двигателя.

Разработанный Вигертом и Дэвидом Косткой (David Kostka), конструктивно W8 полностью оправдывал название компании и слоган, в которых упоминались аэрокосмические технологии. При производстве применялись новейшие высококлассные материалы, а основные детали рассчитывались на пожизненную эксплуатацию при соответствующем обслуживании. Основой кузова являлся полумонокок из алюминиевых сот, разработанный по технологиям гоночных автомобилей группы “C”. Наружные панели изготавливались из кевлара, выбранного благодаря сочетанию крепкости и малого веса. Даже заклепки, которых в автомобиле было около 5000, соответствовали авиационным спецификациям. Разумеется, при таком подходе W8 обязан был получиться очень дорогим – себестоимость составляла около 300 тысяч долларов, но зато абсолютно все компоненты были наивысшего качества. Благодаря продуманной и технологичной конструкции Vector W8 очень успешно прошел все необходимые для сертификации процедуры, включая высшие результаты краш-тестов, ради чего был разбит один из двух прототипов. Интересно, что за всю историю тестов DOT только W8 смог пройти оба краш-теста (фронтальный и тыловой), используя одно шасси – настолько крепкой оказалась машина.

Двигатель, оставаясь по сути Chevy Small Block, несколько изменился со времен W2 – на смену блоку от Donovan пришел также алюминиевый блок цилиндров производства Rodeck с рабочим объемом 5,97 литра. Разумеется, сохранилась система обогащения с двумя турбинами AiResearch H3, но для повышения эффективности был добавлен интеркулер. Также сохранились остальные необычные для SBC тех времен черты, как система смазки с сухим картером и электронный многоточечный впрыск топлива. Не изменилась и трехступенчатая коробка передач (THM425 от B&M) с возможностью автоматического и ручного переключения. На серийном автомобиле пришлось беспокоиться об экологических требованиях, поэтому на W8 появились каталитические нейтрализаторы выхлопных газов. Официальные мощностные показатели были следующими: 625 л.с. при 5700 об/мин и 834 Нм крутящего момента при 4900 об/мин. В 1992 году, после введения более жестких требований по выбросам, мощность двигателя W8 должна была составлять не более 550 л.с. На то время Vector был самым мощным легковым автомобилем, когда-либо серийно производившимся в США. Имеющиеся данные по времени прохождения дистанции 402 метра фиксируют такие цифры: 12.0 секунд при скорости на выходе 198,5 км/ч – более, чем реально для заднеприводного автомобиля такого веса и мощности, пожалуй, даже немного консервативно. А вот заявленная Вигертом максимальная скорость 338 км/ч подвергается сомнению со стороны некоторых наблюдателей, указывающих на «кирпичеобразную» аэродинамику характерных линий Vector, создававшую слишком много лобового сопротивления. Согласно же другим заявлениям, итоговый коэффициент сопротивления у W8 составляет всего 0.32 Cx. Что известно достоверно, так это то, что за время производства Vector W8 постепенно модернизировался именно с целью улучшения аэродинамических показателей и прижимной силы. В частности, был пересмотрен дизайн переднего спойлера, антикрыла, воздуховодов в зеркалах заднего вида и решетки радиатора.


Всего было выпущено 19 экземпляров Vector W8, включая два прототипа (только один из этих двух был способен самостоятельно ездить). Первая серийная машина была доставлена заказчику, саудовскому принцу Халиду, в сентябре 1990 года. До конца года было выпущено еще 2 автомобиля, три штуки – в 1991-м, а оставшиеся 11 произведены в 1992 году. Розничная цена в США находилась на уровне 455 тысяч долларов, то есть существенно выше, чем даже у большинства суперкаров.

Производство W8 остановилось в 1992 году, после незаконного захвата контроля над компанией индонезийцами Megatech. Так как объемы выпуска составили меньше двух десятков автомобилей, то сложно ожидать существования большого рынка перепродажи W8. Тем не менее, если знать, где искать и набраться терпения, то в среднем раз в полгода можно найти объявление о продаже Vector. Ценовой диапазон весьма широк: известно, что самой дорогой покупкой был №013, приобретенный японским коллекционером почти за $400000, но эта же машина через несколько лет поставила и рекорд минимальной цены – при перепродаже в Японии она сменила хозяина всего за 65 тысяч долларов.

Как ни странно, с учетом любви Вигерта к шумным PR-кампаниям, продукция Vector Aeromotive практически не светилась в кинофильмах, хотя для многих производителей суперкаров участие их машин в голливудских блокбастерах является отличной рекламой. Похоже, что единственное появление Vector W8 на голубом экране произошло в 1993 году в фильме «Восходящее солнце» с Шоном Коннери и Уэсли Снайпсом, где герой по имени Эдди управлял красным W8.

Зато Vector получил бесплатно порцию черного пиара, когда заказанный автомобиль сильно разочаровал знаменитого теннисиста Андре Агасси. Как обычно бывает в таких случаях, имеются несколько вариантов истории, которые друг другу в деталях противоречат. Тем не менее, общая суть дела такова. Агасси хотел получить машину к своему дню рождения, чтобы продемонстрировать гостям на вечеринке. Vector Aeromotive согласились выполнить просьбу, но предупредили, что смогут доставить в срок только незавершенный автомобиль, на котором нельзя ездить – после демонстрации W8 должен был вернуться на завод для завершения постройки. Дальше мнения рассказчиков расходятся: по одной версии, Агасси повредил машину по пути в Лас-Вегас из-за неустановленных радиаторов, по второй – сжег часть интерьера и выхлопной системы, катаясь по собственному двору. Так или иначе, но машина требовала ремонта и, несмотря на заявление о невиновности производителя, Вигерт забрал поврежденный W8 и вернул Агасси деньги, в расчете на то, что этот шаг успокоит теннисиста и тот не станет жаловаться прессе. Ожидаемого не произошло, иначе бы мы не знали эту печальную историю. В дальнейшем, автомобиль был восстановлен и продан заново.

По комментариям осведомленных лиц, лучшим аспектом производства Vector (и W8, и M12) были специалисты, которые привлекались в качестве консультантов для работы над машиной. Имена не называются, но известно, что через офис Vector прошли люди, отвественные за разные аспекты таких машин, как McLaren F1, Shelby Cobra, Porsche 935, а также различных BMW, Ferrari и болидов Формулы-1 и Индикара. Заслуживают высоких оценок и способности разрекламировать свой продукт, ведь на протяжении многих лет Vector не сходил со страниц прессы, хотя реально продано было всего лишь 17 автомобилей. А вот худшее, что было в Vector Aeromotive – это менеджмент. Сам Джерри Вигерт – непростой человек, с которым сложно вести дела, но даже не это оказалось главной проблемой. Во-первых, компания слабо представляла себе, как продавать разработанный ими суперкар. Во-вторых, слишком мало работ велось по улучшению машины. В сочетании с вечно плохим финансовым положением (по оценкам экспертов, на W2, W8 и WX-3 потрачено не менее 40 млн. долларов), это привело к закономерному концу – в 1993 году Vector перешел под контроль группы Megatech, причем сейчас такие «переходы» обычно именуют рейдерством…

Vector Avtech WX-3 / WX-3R

Следующее поколение Vector было разработано в 1992 году и представлено на автосалоне в Женеве годом позже. Концепт-кары Avtech WX-3 (купе) и WX-3R (родстер – единственная открытая машина этой марки) продолжали развивать дизайнерскую и технологическую концепцию предыдущих машин Вигерта. По сути, внешне это были W8 с несколько измененным обвесом. Но многие конструктивные недочеты, на которые жаловались владельцы серийных Vector и журналисты, также были исправлены на WX-3 – для Вигерта эта машина стала идеально завершенным проектом. Впрочем, с учетом стоимости, в которую обошлись прототипы (по $1 млн.) – неудивительно, что они действительно были лучше W8.

Самой амбициозной частью новых машин должен был стать ассортимент двигателей, предлагаемый клиентам. 600-сильный V8 был только базовым предложением, в версии “tuned” тот же мотор должен был развивать на 200 л.с. больше. А опциональный твин-турбо так и вовсе заявлялся с мощностью 1000-1200 л.с., что делало бы Vector самым мощным серийным автомобилем в мире. Причем даже базовый двигатель объемом 7.0 литра должен был отойти от привычной схемы Small Block Chevy – предполагалось использование 4 клапанов на цилиндр и головок с двумя распредвалами каждая. Разумеется, все это осталось на бумаге, а прототипы оснащались точно такими же двигателями, как и серийные W8. По оценкам производителя, WX-3 с тем самым обещанным флагманским мотором смог бы достичь максимальной скорости свыше 400 км/ч. Ожидаемая розничная стоимость колебалась между 750 тысячами и 1 миллионом долларов, что с выходом McLaren F1 (близкого по ТТХ к топовому WX-3, но правда подтверждающему заявленные характеристики на практике) уже не казалось столь невероятной суммой.

Вигерт начал собирать средства на серийное производство WX-3, но тут в дело вступил неожиданный фактор. Ключевым инвестором в Vector была компания V’Power Corp, в свою очередь принадлежащая индонезийскому торгово-промышленному конгломерату MegaTech Limited (SETDCO Group). Основные акционеры MegaTech – Сетьяван Джоди и Хутомо «Томми» Сухарто, сын экс-президента Индонезии. Постепенно MegaTech расширили свое влияние на Vector до уровня, когда они фактически смогли сами управлять компанией. По возвращению с Женевского автосалона, совет директоров Vector попросил Джеральда Вигерта снять с себя полномочия CEO, сохранив только пост главного дизайнера. Одна из ключевых претензий к Джерри: «Он транжирил деньги компании на создание WX-3 вместо того, чтобы совершенствовать W8». Вигерт отказался и, в свою очередь, предпринял попытку защитить свое предприятие: сменил замки в здании штаб-квартиры Vector, распустил всех сотрудников и нанял охрану для предотвращения физического проникновения внутрь.

Попытка не удалась, Вигерт был уволен из Vector Aeromotive и создал компанию Avtech Motors, в итоге никогда не выпускавшую автомобили, а индонезийцы получили контроль над компанией и всем ее имуществом – Джерри не вернули даже личные вещи. На место Вигерта был приглашен англичанин Питер Роуз (Peter Rose), ранее никогда не имевший отношения к Vector, но зато работавший в Lotus и в TWR, компании Тома Уолкиншоу. Офис переместился из Вилмингтона, Калифорния на другое побережье. Для нужд компании MegaTech орендовали небольшой завод в Reynolds Industrial Park, город Джексонвилль во Флориде, где Vector делили помещение с американским филиалом Lamborghini (которым руководил Роберт Бреннер, бывший заместитель Вигерта в Vector). Два непроданных W8 были уничтожены, W2 – разобран, а WX-3 в первоначальном виде так не мог быть запущен в производство – в частности потому, что Вигерт получил копирайт на его дизайн. Судебные процессы, инициированные Вигертом в дальнейшем, помогли ему вернуть свои права на Vector, но это было уже значительно позже. Сам он так комментировал произошедшее в 1993 году: «Эта история полна варварства. Эти люди не сделали сами ничего, они едут сюда из чужих стран и городов, грабят и разрушают».

Автомобили WX-3 / WX-3R так и остались произведены в единственном экземпляре каждый. Кстати, это последние Vector, изготовленные в Калифорнии. Оба на данный момент принадлежат лично Вигерту и, окрашенные в фирменные цвета его новой компании Aquajet (купе – голубое, родстер — фиолетовый), украшают ее веб-сайт. Однажды WX-3 даже принял участие в съемках фильма: в 90-е годы он был показан в сериале “Burke‘s Law” в эпизоде под названием “Who Killed the Motorcar Maverick?”. В 2003 году Вигерт выставлял купе WX-3 на продажу через eBay, но потенциальные покупатели не смогли достичь минимального резерва цены – финальное предложение составило $199000 и концепт-кар остался в собственности создателя.

Vector M12

Индонезийцам MegaTech, несмотря на столь резкую характеристику со стороны Вигерта, принадлежит честь быть авторами второй (из двух) серийных моделей Vector – M12, хотя ее сложно считать действительно американской. Параллельно с судебными баталиями с создателем Vector Aeromotive, группа V’Power приобрела в 1994 году за $40 млн. у Chrysler еще одного производителя суперкаров – Lamborghini. Имея в лице итальянской компании великолепного поставщика двигателей и мощную команду инженеров, MegaTech начали подготовку к выпуску новых машин под маркой Vector.

В двух словах M12 можно описать, как “WX-3 с мотором от Lamborghini”, но на самом деле все не так просто. Происхождение итогового названия машины, некоторое время фигурировавшей просто как Avtech SC Coupe, скорее всего аналогично “W8” – буква M от MegaTech и 12 по количеству цилиндров двигателя. По второй версии, “M” означает “Middle”, то есть указание на среднемоторную компоновку. В планах компании значился еще родстер M21 (вероятно, на базе WX3-R), но этот автомобиль никогда не воплотился в металле.

Выбор силового агрегата, при наличии «под боком» Lamborghini, не стоял – изобретательно модифицированные Chevy V8 уступили место атмосферному V12 итальянского производства объемом 5.7 литра, мощностью 492 л.с и 576 Нм момента. Мотор имел алюминиевый блок цилиндров и алюминиевые же головки блока, с 4 клапанами на цилиндр и двумя распредвалами в каждой. Точно такой же двигатель обеспечивал передвижение иконы европейского суперкаростроения, Lamborghini Diablo. Место привычного «автомата» от GM заняла пятиступенчатая механическая КПП производства ZF, размещенная за задним мостом. Максимальная скорость Vector M12 составляет 306 км/ч, время разгона до 100 км/ч – 4.5 секунды, до 160 км/ч – 10,1 секунды, а четверть мили с места автомобиль проходит за 12.8 секунд.

Кроме необходимости адаптировать шасси для мотора от Lamborghini, перед новыми владельцами стояла пикантная задача. Дело в том, что до ухода из Vector Aeromotive Вигерт успел запатентовать на свое имя дизайн W8 и WX-3, так что новые хозяева компании не смогли бы запустить в серию эту машину, не внося изменений в стайлинг. В любом случае, даже сохраняя общую концепцию Vector, конструкцию пришлось существенно перерабатывать для размещения более длинного и тяжелого двигателя V12. Еще на одну сложность указал Питер Роуз в интервью Road & Track: «Мы исходили из кузова Avtech, на который не было ни одного чертежа». Для переделки WX-3 в качестве главных конструкторов наняли двух англичан с большим опытом работы: Джим Роутер был одним из автором великого McLaren F1, а Ян Добл, работая в Lotus, отвечал за подготовку еще одной легенды – уникального двигателя LT5 для Chevrolet Corvette ZR1.

В результате, максимально сохранив дух машины, ее значительно модифицировали. Была удлинена колесная база, причем кокпит перемещен ближе к носу машины, а передний свес уменьшен. Все высвободившееся пространство занял моторный отсек, так что при одинаковой среднемоторной компоновке W8 и M12 отличаются, в первую очередь, пропорциями в задней части. Кроме двигателя, элементы подвески также были позаимствованы у Lamborghini Diablo. Заменили даже колесные диски, выбрав в качестве поставщика итальянцев Campagnolo. Технологически производство отошло от аэрокосмических претензий, но кое в чем, наоборот, осовременилось, например, вместо заклепок применялся клей. Очень существенно поменялся стиль оформления салона: похожее на кокпит истребителя внутреннее пространство W8 сменилось типично европейским «цивильным» и даже несколько скучным окружением, причем некоторые элементы, вроде рычага КПП, заимствовались у серийных автомобилей.

Внешний дизайн, сохраняя фирменные черты Vector Avtech WX-3, также был переделан, особенно во фронтальной части – при продувке в аэродинамической трубе выяснилось, что завихрения вокруг передних колес сбивали потоки, идущие к боковым воздухозаборникам для охлаждения радиаторов. Разработкой нового стиля занимались Питер Стивенс (дизайнер McLaren F1 и Lotus Elan) и Мишель Санторо, ранее работавший на Chrysler. Откровенно говоря, результат оказался спорным, но в сравнении с брутальным монолитом W8 и сам WX-3, основа для работы Стивенса и Санторо, выглядел не слишком удачно, не имея единой концепции. Известный украинский специалист в области автомобильного дизайна Геннадий Гайворонский так прокомментировал внешний вид M12: “Vector насыщен лишними элементами в гораздо большей степени, чем хотелось бы. Не соподчиненные общему решению, а потому выпадающие из него, воздухозаборники играют здесь роль декоративных элементов. Их очертания не соответствуют ни характеру, ни расположению линий, образующих общую форму. То же относится к накладке на двери. Она визуально разрывает боковину… Все это создает так называемый визуальный шум, какофонию”.

Некоторые работы по модификации WX-3 проводились сотрудниками Automobili Lamborghini, что теперь в сочетании с двигателем от Diablo дает энтузиастам Lambo право даже включать Vector M12 в число творений итальянской компании. А вот многие поклонники именно Vector считают «пост-Вигертовский» период истории марки (т.е., начиная с 1993 года) уже «ненастоящим Vector». Фраза самого Вигерта хорошо описывает отношение энтузиастов: «Мое предприятие привлекло людей, которые сами не имеют таланта и они украли мою компанию». Собственно, также встает справедливый вопрос о легитимности определения M12, как американского автомобиля: хотя производство находилось во Флориде, сама компания принадлежала индонезийцам и управлялась англичанином, также английские инженеры перерабатывали конструкцию и дизайн, а за двигатель и подвеску были ответственны итальянцы… Не была в восторге от новой машины и пресса. Протестировав в 1998 году Vector M12, ведущий авторитетнейшей английской телепрограммы Top Gear Джереми Кларксон со свойственной ему безапелляционностью назвал этот автомобиль «возможно, самой худшей машиной, когда либо выпущенной». Но как бы там ни было, производство еще одной серии Vector является большим достижением MegaTech.

Автомобиль впервые был публично представлен на автомобильной выставке в Детройте в 1996 году, когда MegaTech выставили на стенд два экземпляра M12. Однако, уже в ноябре того же года производство приостановилось из-за недостаточного спроса – на тот момент было изготовлено и реализовано всего пять машин. В феврале 1997 года глава Vector Питер Роуз объявил, что контрольный пакет акций Vector Aeromotive приобретен зарегистрированной на Багамских островах компанией TradeLink International Ltd. Эта фирма занималась продажей различных предметов роскоши и менеджмент TradeLink видел автомобили Vector в качестве одного из ключевых предложений в ассортименте. С новым финансовым вливанием было вновь запущено производство и за следующие два года Vector выпустили еще десять экземпляров модели M12.

Всего с 1995 по 1999 годы было произведено 17 (по другой версии — 18) автомобилей Vector M12, из которых четырнадцать являются серийными. Розничная цена нового автомобиля существенно упала по сравнению с W8 и составляла гораздо более разумные $184000, правда — в базовой комплектации. За кожаный салон, подушки безопасности, кондиционер, аудиосистему и некоторые другие опции требовалось доплачивать, так что итоговая цена равнялась $200 тысяч. Для сравнения, Lamborghini Diablo, очень близкая по спецификациям и техническим решениям, стоила в стандартной комплектации на 40 тысяч больше – но зато в комплекте поставлялась и безупречная репутация итальянской компании… Как и W8, «англо-итало-индонезийские» M12 сейчас редко меняют владельцев, но иногда появляются сообщения о продаже отдельных экземпляров по цене, примерно аналогичной стоимости нового M12 десять лет назад, то есть около 200 тысяч долларов.

Один из прототипов (вторая машина, предназначенная для краш-теста) был переделан для участия в гонках класса «гран туризмо», но ни в одном из заездов Vector M12 GT2 не смог финишировать из-за механических проблем. Данные о фильмах с участием M12 отсутствуют, зато машина появилась в сверхпопулярной игре Gran Turismo 2 для Sony Playstation, причем и в «цивильном», и в гоночном вариантах.

Продолжение читайте в статье: История и модели творения Джеральда Альдена Вигерта — суперкары Vector (Часть 2).

Добавить коментарий