Что такое катализатор и как он работает?

Катализатор: что это, как работает, когда нужно менять?

Катализатор – это часть выхлопной системы, основная задача которой преобразовывать токсичные выхлопы в менее вредные соединения.

Основа нейтрализатора – прочный корпус, устойчивый к высоким температурам и вибрациям. Внутри него размещен керамический или металлический блок с множеством мелких каналов, их еще называют соты. Такая форма обеспечивает максимальную площадь поверхности при минимальном сопротивлении потоку газов. Сотовый блок обычно покрыт оксидом алюминия и составом из благородных металлов: платины, палладия и родия.

Когда отработанные газы из двигателя попадают в катализатор, они проходят через ячейки с активным покрытием. В этот момент происходит ряд окислительно-восстановительных реакций.

  • Оксиды углерода превращаются в углекислый газ.
  • Углеводороды (несгоревшее топливо) окисляются до воды и углекислого газа.
  • Оксиды азота восстанавливаются до азота и кислорода.

Таким образом, катализатор эффективно нейтрализует три основные группы вредных веществ, поступающих в атмосферу при работе двигателя.

В большинстве автомобилей катализатор размещается в передней части выхлопной системы — как можно ближе к двигателю. Это позволяет ему быстрее достигать рабочей температуры (от +300 до +800 °C), необходимой для запуска химических реакций.

Узнать более подробную информацию можно тут!

Стоит ли удалять катализатор

Удаление катализатора в Москве имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, это может немного повысить мощность двигателя и избавить от затрат на замену дорогостоящего узла.

С другой — ухудшается экологичность выхлопа, повышается риск сбоев в работе системы управления двигателем, а в некоторых странах такая переделка считается нарушением и может повлечь штраф.

Можно ли промыть катализатор

Если нейтрализатор загрязнен, но при этом не поврежден и не оплавлен, то его можно попробовать промыть. Промывка помогает удалить отложения сажи, масла и несгоревшего топлива, которые могут нарушать проходимость и работу устройства.

При промывке элемента выхлопной системы действовать нужно осторожно. Сначала дождитесь, пока двигатель остынет. Затем подготовьте все необходимое — специальную промывочную жидкость и нужные инструменты.

Очистка начинается с добавления состава в топливный бак. После этого дайте двигателю поработать на холостом ходу около 15–20 минут, чтобы средство начало действовать. Далее рекомендуется спокойно проехать 30–40 километров, не перегружая мотор. Завершить процесс лучше всего заправкой полного бака качественным бензином — это поможет окончательно удалить остатки загрязнений и поддержит чистоту системы.

Как понять, что катализатор пора менять

Некоторые водители ориентируются на пробег, производители рекомендуют проводить замену детали каждые 100-150 тысяч км пробега. Однако, деталь может испортиться раньше. Поэтому лучше всего обращать внимание на признаки износа.

  • Снижение мощности автомобиля.
  • Увеличение расхода горючего.
  • Изменение запаха выхлопа (он напоминает запах тухлых яиц).
  • На приборной панели загорелся индикатор «Check Engine».
  • Машина стала хуже заводиться, особенно при низких температурах.
  • Двигатель неровно работает на холостую.

Преждевременный износ может быть связан с частой ездой по неровной дороге, заправкой топлива низкого качества, неисправностью свеч зажигания, воздействием реагентов, которыми обрабатывают дороги в гололед.

Итак, катализатор необходим для очистки токсичных выхлопов, которые могут негативно сказаться на окружающей среде. Поэтому важно знать признаки его износа и вовремя провести замену. Однако, стоимость новой детали высокая, поэтому чаще всего его удаляют.