Maserati Birdcage 75th — концепт кар руки дизайн студии Pininfarina, который базируется на Maserati MC12 и создан совместно с Morotola. Свой дебютный заезд он совершил на фестивале скорости в Гудвуде (Goodwood Festival of Speed).
Невероятная машина, коотрая получила звание «Лучший концепт» в этом году на Женевском автосалоне и попавшая в десятку самых «крутых концепт каров» по классификации Форбс (Forbes).
«Чуство золотой эры Мазерати» — так прокомментировал поездку на этом супер-каре один из его создателей.
Моторола приложира руку и подключила эту машину к Интернету. Но полазить по сайтам — вам вряд-ли удастся… этот болид — нужно держать под контролем.
Концепт Birdcage 75th, созданный Pininfarina в сотрудничестве с Maserati и Motorola, возрождает традицию экстремальных спорткаров, ознаменовавших ренессанс итальянского автодизайна в начале пятидесятых. Волна, захватившая пятидесятые, шестидесятые и затронувшая семидесятые, отмечена особым оптимизмом и безудержной творческой активностью, породившей одни из самых красивых и поразительных автомобилей в мире. Никогда еще любовь к красоте и скорости не находила такого яркого и полного выражения. Бросая вызов прежним эстетическим идеалам, эти прототипы были чистыми упражнениями в творчестве и страсти, не подчиняющимися ограничениям и конъюнктуре.
Начиная с Maserati A6 GCS 1954 года, чьи чистые линии кузова и гармоничные пропорции сделали этот автомобиль одним из самых примечательных на тот период времени, Pininfarina начала один за другим выдавать прототипы экстремальных спорткаров, построенных на совершенных шасси гоночных машин. В 1965 состоялась премьера потрясающей Ferrari Dino Berlinetta Speciale, тогда как в 1967 Dino Competizione с ее чувственным формами стала одним из первых автомобилей в мире, на которых была серьезно проработана аэродинамика. В следующем году за ними последовали аэродинамическая штудия на тему Alfa Romeo 33 и Ferrari P5, демонстрировавшая будущее прототипов Le Mans. Год 1969 принес три радикально отличающихся друг от друга прототипа, Abarth 2000, Alfa Romeo 33 Prototipo Speciale и экстремальную вариацию на тему 512s с клиновидным кузовом высотой менее метра. Наконец, в 1970 появился концепт, который многие до сих пор считают самым выдающимся «дрим-каром» всех времен, автомобилем, намного опередившим время — Ferrari Modulo. Это был образец радикального творчества, в котором традиционная стилистика и методы производства уступили место геометрической простоте форм.
В 2005 году, в ознаменование своего 75-летия, Pininfarina решила возродить творческий дух, присущий той эпохе. Birdcage 75th является концептом дорожного автомобиля, в котором все – стиль, технические характеристики, способ «общения» с водителем – доведены до границ возможного, чтобы произвести максимальный эффект на коллективное сознание. Автомобиль является футуристической интерпретацией брэнда Maserati и в тоже время напоминает о богатейшем наследии этой марки.
Birdcage 75th, в соответствии с духом эры дрим-каров, построен на шасси Maserati MC12. Несмотря на то, что целью создателей концепта было прежде всего привнести нечто новое в дизайн, 12-цилиндовый двигатель донора, выдающий 700 л.с, означал, что автомобиль должен отвечать определенным гоночным стандартам. Поэтому первым требованием было «обернуть» механику в наиболее эффективные формы. Как показали исследования, наиболее часто в дизайне гоночных машин применяются форма капли и перевернутого крыла – и они же являются самыми оптимальными с точки зрения аэродинамики. Так родилась идея компоновки главных элементов автомобиля: центральная часть в виде капли, обращенной острым концом назад, заключает в себе пассажирский отсек и двигатель. Эта «капля» нежестко закреплена на шасси, имеющем форму перевернутого крыла. Она поделена на две половины – верхнюю, образующую позрачный конус над головами пассажиров, и нижнюю, являющуюся структурным элементом аэродинамического обвеса машины. Экстерьер, как и положено автомобилю с гоночной родословной, отличается максимально «зализанными» и прижатыми к земле формами. Единственное, что нарушает стремительное течение его линий – четыре индивидуально выделенных крыла над массивными легкосплавными колесами. В дизайне колес (20 дюймов спереди и 22 — сзади) использована тема трезубца, являющегося логотипом марки Maserati. Хромированный трезубец украшает и огромный воздухозаборник в передней части, служащий для охлаждения радиатора и тормозов. Светодиодные лампы размещены в «гнездах», выточенных из цельных брусков алюминия. Это эффектное обрамление выполняет и функциональную роль, отводя нагретый воздух от осветительных элементов. В целом автомобиль выглядит так, будто на шасси спорткара вылили ртуть, застывшую, но не потерявшую текучесть формы.
Концепт не случайно получил свое название. Оно напрямую отсылает к легендарному Birdcage Tipo 63, прозванному так («birdcage» — клетка, англ.) за радикальную треугольную конструкцию шасси. Эти автомобили также отличались необычайно большой площадью переднего стекла, оставлявшего на виду механические части шасси. Первоначально на Birdcage Tipo 63 устанавливали двигатель мощностью 260 л.с., затем его заменили на V12, развивающий 320 л.с.
Длина концепт-кара – 4 656 мм, ширина – 2 020 мм, высота – 1 090 мм.
В нынешнем году кузовному ателье Pininfarina исполняется 75 лет. А на юбилеи принято дарить подарки. Даже себе. В Женеве юбиляр показал футуристический Maserati Birdcage 75th, с помощью которого одновременно и заглядывает в будущее, и оглядывается назад.
Презентуя концепт-кар, креативный директор Pininfarina доктор Кен Окуяма назвал его «ничем не ограниченным полетом фантазии». И действительно, своими неземными обводами Birdcage 75th возвращает нас в 50-60-е – период расцвета космического дизайна. Никогда ни до того, ни позже поклонение красоте и скорости не находило столь яркого и полного выражения. Стиль определял содержание, дизайнеры находились как минимум на одном уровне с конструкторами и компоновщиками. А кузовные ателье (по-итальянски – Karosseri) не боялись строить концепты и прототипы «из любви к искусству», презрев законы маркетинга и конъюнктуру. В итоге на свет появились одни из самых красивых и поразительных, как их тогда называли, дрим-каров (dream car переводится с английского как «автомобиль-мечта»): Bertone Carabo, Ferrari Modulo, ItalDesign ISO Grifo, Lamborghini Marzal, Lancia Stratos Zero, Maserati Ghibli.
Кстати, одним из пионеров, создававших такие футуристические концепты на гоночных шасси, как наш Birdcage 75th, стал именно Серджио Пининфарина: в 1954-м он разработал Maserati A6 GCS. Но наш герой – однозначно не еще один просто красивый неходовой макет, которыми нет-нет да и грешат «кароссери». Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что купе создала та же команда дизайнеров, которая сконструировала Ferrari Enzo. Поэтому у 75-го буквально все, от концепции и ТТХ до зеркал заднего вида, доведено до границ возможного.
Возьмите хотя бы «донора». В качестве отправной точки выбрали самую дорогую и экстремальную в истории Maserati модель – MC12, все экземпляры которой проданы еще до начала производства. От нее 75-й унаследовал бесполезные для концепт-кара 6,0-литровый V12 (более того, у 75-го 880-сильная кольцевая версия), гоночные 6-ступенчатый «секвентал» и подвеску. Причем силовой агрегат сделан в виде сменного модуля: за шесть минут его можно «заменить» силовой установкой, работающей на топливных элементах.
Чаще всего гоночные аэродинамики стремятся придать своим детищам формы капли (спортивные прототипы) или перевернутого крыла (болиды «Ф-1»), наиболее оптимальные для автомобиля с точки зрения сопротивления воздуху и создания прижимной силы. В Birdcage 75th применены сразу обе концепции. Шасси и часть карбонового кузова выполнены в виде антикрыла. А «сердцевине» – кокпиту, установленному за ним моторному отсеку и накрывающему их гигантскому колпаку – придали каплеобразную форму.
Кстати, зеркала заднего вида отсутствуют по определению: они и обтекаемость ухудшают, и чистоту линий нарушают, кроме того, при 1,1-метровой высоте от них мало толку. Функции зеркал выполняют камеры, работающие как в обычном, так и в инфракрасном диапазоне. Сигнал от них, поступающий на «вшитый» в рулевое колесо монитор, улучшает обзор при ограниченной видимости.
Помимо зеркал, у Birdcage 75th отсутствует и приборная панель. Ее заменяет прозрачный проекционный дисплей под лобовым стеклом, куда выводятся данные о состоянии различных узлов и систем автомобиля. Одновременно она является экраном для мультимедийного коммуникационного центра iDEN от Motorola, обеспечивающего навигацию, телефонию и доступ во Всемирную сеть. Центром можно управлять как кнопками на баранке, так и штатным мобильным телефоном, занимающим центральное положение на кокпите. Кстати, Pininfarina и Motorola – давние союзники: итальянцы в свое время «нарисовали» сразу несколько «мотороловских» телефонов. В свою очередь, американцы уже работают над линией трубок, стилизованных под определенные марки или даже модели автомобилей. Первые в очереди – Ferrari 360 Modena и Сhevrolet Corvette.
При чем здесь птичья клетка?
Birdcage в переводе с английского – птичья клетка. Так пилоты прозвали Maserati Tipo 63 (1961 г., V8, 260 л. с.) за характерную форму рамы. Он предназначался для популярнейшего в те годы чемпионата мира по многочасовым гонкам вроде «24 часа Ле Мана» или «1000 км Нюрбургринга». В поисках сверхжесткого кузова, способного выдержать супердлинные заезды, инженеры из Модены создали принципиально новую пространственную трубчатую ферму, опоясывающую весь кузов, включая кокпит пилота. Получалось, что гонщик как бы сидит в клетке.
Общие данные:
Габариты, Д/Ш/В, мм 4656/2020/1090
База, мм 2800
вес — 1353 кг. (4.7 фунта (409,51 гр) на каждую лошадиную силу )
Двигатель Тип бенз. с распр. впр.
Расп. и к-во цил./кл. на цил. V12/4
Объем, см. куб. 5998 (6 литров)
Мощность, кВт (л.с.)/об/мин 515(700*)/7000 ( л.с. на литр — 116.7)
Тип привода задний
КПП секвентальная 6-ст.
Тормоза передн./задн. диск. вент./диск. вент.
Подвеска передн./задн. незав./незав.
Шины передние 245/35 R20
Шины задние 245/35 R22
Эксплуатационные показатели
Максимальная скорость, км/ч 300
Autoplus.su
По материалам www.cardesign.ru