Помните, во времена популярности компьютерной игрушки Need for Speed 2 была такая аркада — Monster Truck Madness. В ней надо было гонять на сверхмощных «бигфутах» с нитроускорителями. Казалось бы, нет ничего круче такого монстра. Оказывается, есть! Это болиды парней из Исландии и других северных стран, которые гоняют на своих чудовищах по ещё более весёлым правилам. А имя этому развлечению — Formula Offroad.
В отличие от пилотов американских «бигфутов», варварски перемахивающих через автолом на своих огромных колёсах, безбашенные водители «корчей» серии Formula Offroad покоряют на них отвесные скалы. А в перерыве между «горными» подвигами расслабленно… пересекают реки и озёра прямо по поверхности воды! Звучит невероятно, не правда ли? Всё про физику столь необычных явлений, а также мотивацию бесстрашных гонщиков — в этой статье про самую необычную из всех «формул» планеты.
Formula Offroad — это безумный микс из дрэг-рейсинга и оффроуда, где джипперские технологии соседствуют с дикими мощностями дрэг-рейсинга.
Понятно, что формулой эти соревнования назвали то ли в шутку, то ли просто не придумав ничего лучше. Хотя почему бы и нет — открытые колёса и бешеные ускорения роднят зверские багги с любой асфальтовой «формулой». А вот всё остальное отличается как урок в хореографической школе от собрания бойцовского клуба. В Скандинавии, в отличие от всего мира, подъём в гору понимают слишком буквально.
Зачем же эти парни рискуют жизнью, бросаясь на скалы на своих тысячесильных монстрах? Просто посмотрите видео, и дрэгрейсинг покажется вам автоспортом для молодых мам, а кольцевые гонки — забавой пенсионеров, вроде домино. Вызовет усмешку и джип-торфи, и дрифт, а пилоты раллийных серий сойдут этим отмороженным исландцам разве что в ученики. Уж если не в ремесле управления автомобилем, то в постижении безбашенности и бескомпромиссности точно!
Типичный агрегат для «внедорожной формулы» имеет мало общего с гражданским автомобилем. И даже тюнингом тут не обойтись — только постройка болида с нуля.
Первые внедорожные «формулы» были построены энтузиастами из Исландии в 80-е годы. Было бы странно, если бы такие чудовищные багги были придуманы, например, расслабленными испанцами или гламурными французами. Суровый край — суровые развлечения! Ведь столица Исландии Рейкьявик — самая северная в мире, а сами исландцы балдеют от употребления в пищу протухшего мяса акулы. Ничего удивительного, что именно в этих краях придумали скакать по отвесным скалам (остров имеет вулканическое происхождение) на форсированных внедорожниках.
Покрышки для гонок Formula Offroad не выпускаются серийно ни одной шинной компанией мира — команды сами наваривают на шины «черпаки» разного размера, в зависимости от регламента и поставленной задачи. Такие колёса обеспечивают на грунте просто сумасшедший «зацеп».
Formula Offroad — одна из визитных карточек загадочной страны Исландии. Наверное, не будь у её населения такого развлечения, оно бы вымерло от скуки среди своих ледников, затерянных на севере Атлантики. Но этот спорт пришёлся по нраву и ближайшим соседям исландцев — скандинавам. В Исландии, Швеции, Финляндии и Норвегии, а также Дании проводится Чемпионат FIA среди стран североевропейской зоны, а в большинстве из перечисленных стран дополнительно разыгрываются свои национальные кубки.
Болиды выполняют поставленную перед ними задачу практически за гранью законов физики.
В соревнованиях Formula Offroad существуют три дисциплины: «царь горы», дрэг-заезд и «прогулки по воде». Взлёт на гору — самая основная и наиболее зрелищная разновидность заездов внедорожных «формул». Задача пилотов состоит в том, чтобы проехать от подножия почти отвесного холма к вершине и забраться на неё. Иногда траектория движения остаётся целиком на усмотрение гонщика, но чаще намечена организаторами соревнований и обозначена специальными воротами из вешек, в которые надо попасть.
Выглядит трасса обычно так: вертикальный подъём до середины склона, затем движение перпендикулярно изначальному курсу и в завершение снова подъём вверх. В любом случае, целью гонщиков всегда является вершина холма — если удалось на неё взлететь и проехать к финишной метке, то выполнен так называемый full climb. По значимости это похоже на full pull у трактористов-дрэгрейсеров, которым тоже приходится выжать из себя и техники максимум, чтобы выполнить свой «фулл». Менее успешным пилотам начисляются очки в зависимости от точки дистанции, до которой они смогли добраться.
Если автомобиль останавливается на склоне, не достигнув его вершины, то шансов тронуться вверх у него не больше, чем, например, выпустить крылья и улететь на Юпитер. Поэтому пилот-неудачник аккуратно скатывается вниз, ведомый командами маршала гонки — тот «дирижирует» гонщику специальными палочками. Ведь обзор назад у водителя, притянутого к глубокому ковшу спортивными ремнями, в шлеме, да ещё и на автомобиле без зеркал, мягко говоря, неважный. А если машина обездвижилась окончательно (например, по техническим причинам), то её «лебедят» спецтехникой или просто связкой внедорожников наверх.
Вообще, персонал соревнований — разговор особый. Почти всегда он состоит из волонтёров с разными функциями — например, обязательно присутствие «толкатей». Они спускаются по склону, чтобы перевернуть на колёса опрокинувшийся болид или вытолкать застрявший в грунте или грязи. Обратно наверх эти волонтёры взбираются по специальным верёвкам, словно штурмуя в средневековье стену крепости. О готовности трассы к заезду сигнализирует судья на финише, то есть на верху горы. Если «стартовый» маршал не видит его сигналов, то их с удовольствием ретранслирует (поднимая красный или зелёный флаг) специальный человек на середине трассы.
Дрэг-заезды на соревнованиях Formula Offroad обычно служат дополнением к основному развлечению, но тоже выглядят впечатляюще. Представьте себе более чем 1000-сильного легковесного монстра, неистово роющего грунт всеми четырьмя буксующими покрышками! Чудовищный рёв, земляной фонтан и зрелищные аварии при этом — обязательный набор увиденного зрителями. Наиболее мощным аппаратам достаточно всего 3 секунд, чтобы достигнуть 100 км/ч после прыжка с места, а максимальная скорость багги достигает 160 км/ч.
Заезды по воде — на десерт. Они бывают далеко не на каждом этапе кубков и чемпионатов, но всегда вызывают массу восторгов зрителей и участников. Багги класса Formula Offroad разгоняются на суше и преодолевают водоёмы вдоль и поперёк, гребя грунтозацепами своих колёс, словно бешеный колёсный пароход из позапрошлого века. К слову, похожий принцип лежит в основе покатушек на воде на снегоходах. Для проезда по воде автомобили необходимо специально готовить — гидроизолировать и улучшать обтекаемость днища, к примеру. Всё остальное сделают шины и мощнейший мотор. Есть и ещё более зрелищная разновидность «водных» секций — это огромные грязевые лужи грязи, так веселят зрителей и заставляют по-настоящему напрягаться как пилота, так и технику.
В соревнованиях Formula Offroad всего два класса болидов: Modified и Unlimited. В первом выступают машины, в которых можно узнать очертания кузова какой-нибудь серийной модели (обычно из неё и делается болид), запрещён впрыск метанола, который позволяет выжать больше мощности из моторов, а также есть ограничения по «зубастости» покрышек. Соответственно, в «анлиме» сражаются самые безумные «корчи» с метаноловыми смесями в цилиндрах, огромными «черпаками» на шинах и построенными с нуля кузовами и шасси.
Все автомобили традиционно имеют собственные имена.
При всём внешнем разнообразии машин-участников конструкция типичного болида укладывается в общую формулу: лестничная рама, на которой закреплены неразрезные мосты и мощнейший V8 с тем или иным способом форсировки. Больше всего интересна подвеска — представьте себе нагрузки, которые она выдерживает после падения на колёса тяжёлой машины с высоты в несколько метров! Для амортизации инженеры применяют различные пневмосистемы, пружины, газовые и жидкостные амортизаторы и прочие, порой диковинные, демпфирующие элементы.
Любая попытка взлететь на холм может иметь один из двух исходов — автомобиль закончит её либо в привычном положении в пространстве, либо вращая всеми или частью колёс в воздухе. И то и другое в соревнованиях Formula Offroad одинаково обыденно — удивить зрителей и организаторов можно лишь чем-то совсем выдающимся. Например, многократным сальто во всех трёх измерениях или какой-нибудь эффектно оторвавшейся частью болида.
Поэтому в соревнованиях Formula Offroad так важна безопасность. Для того чтобы не покалечить пилотов, на этапе проектирования багги много внимания уделяется прочности силового каркаса кузова, а также подбору правильных ковшеобразных кресел и ремней. Пилоты выступают в полной защитной экипировке, а также пользуются специфическими для этого спорта ухищрениями. Например, локти гонщиков соединяются между собой специальным ремнём, чтобы при перевороте руки не оказались за пределами спасительной клетки каркаса.
Частота аварий и их разрушительность задают очень высокую планку ремонтопригодности машин. И пусть это спорт нескольких сотен чудаков по всему миру, но топовым гоночным коллективам чемпионатов Formula Offroad могут позавидовать механики гоночных команд из самых разных серий. Ведь в соревнованиях Formula Offroad авария — вовсе и не авария, а всего лишь нормальная спортивная ситуация. В отличие от практически любых других спортивных машин, эти болиды изначально рассчитаны на саморазрушение и на последующую экспресс-регенерацию. В этом помогает одновременно простота и открытость конструкции, а также распространённость основных узлов — многие запчасти заимствуются у грузовиков и внедорожников.
Как и другие виды автоспорта, Formula Offroad существует в миниатюре. Те, кому не хватает средств на постройку настоящего багги или безбашенности для его укрощения, крутят и жмут колёсики-рычажки на пультах радиоуправления. Но техника там тоже используется серьёзная, со множеством «кастомных» инженерных решений и форсировкой моторов. Этот молодой спорт зародился в 2005 году в Финляндии, а в 2007 году прошёл первый мировой чемпионат среди трусливых и бедных любителей скоростного бездорожья.
Источнк APEX.RU