Выставка правительственных автомобилей: От Никиты Хрущева до Константина Черненко

В минувшие выходные, с 4 по 8 марта, в столичных «Сокольниках» прошла автомобильная выставка, посвященная 95-летию Гаража особого назначения — автопарка правительства России. Тысячи людей посетили выставку, где смогли познакомиться с автомобилями, перевозивших первых лиц страны, от Николая II до Владимира Путина. В первой части мы рассказали Вам о гаражах Николая Романова и Иосифа Сталина, а в этой мы повествуем об автомобилях советских генсеков более поздней поры.

Советская номенклатура, помня о своем революционном прошлом, хорошо понимала, что личная безопасность это вещь такая, с которой лучше не шутить. Были предприняты все необходимые меры для защиты высших эшелонов власти от диверсантов, шпионов и, возможно, даже от собственных сограждан, как по месту проживания и пребывания, так и во время передвижений «шишек». Разумеется, особую роль в этом деле сразу же заняли гаражи особого назначения, где все чаще можно было увидеть комфортабельные лимузины с мощными двигателями.


В СССР на лимузинах перевозили членов политбюро, за что первых быстро прозвали «членовозами»

Так, на 1947 год данные по машинам первых лиц следующие:
Андрей Андреев — Б. Паккард, Шевроле, ГАЗ М20 «Победа»;
Лаврентий Берия — Б. Паккард, Мерседес, ЗИС-110;
Николай Булганин — Кадиллак, Паккард, ГАЗ М20 «Победа»;
Николай Вознесенский — Кадиллак, ЗИС-110 (2 штуки);
Климент Ворошилов — Б. Паккард, Шевроле, Форд В-8;
Андрей Жданов — Б. Паккард, Паккард, ЗИС-110;
Лазарь Каганович — Паккард, ЗИС-110 и ЗИС-110 (открытый);
Алексей Косыгин — Паккард, ЗИС-110, ГАЗ М20 «Победа»;
Алексей Кузнецов — Паккард, ЗИС-110, ГАЗ М20 «Победа»;
Георгий Маленков — Б. Паккард, Паккард (открытый), ЗИС-110;
Анастас Микоян — Б. Паккард, ЗИС-110 (2 шт);
Вячеслав Молотов — Б. Паккард, Крайслер, ЗИС-110;
Георгий Попов — Кадиллак, ЗИС-110, ГАЗ М20 «Победа»;
Александр Поскребышев — Кадиллак, Бьюик;
Михаил Суслов — Паккард, ЗИС-110, ГАЗ М20 «Победа»;
Николай Шверник — Кадиллак, Паккард,ГАЗ М20 «Победа».

Семье Михаила Калинина выделили Бьюик, Александра Щербакова — Шевроле, Серго Орджоникидзе — Форд В-8. Родственникам Феликса Дзержинского повезло меньше других — им выделили отечественную «Победу».

Гараж Георгия Маленкова


Председатель Совета Министров СССР Георгий Маленков

Сразу после смерти Иосифа Сталина, с 5-го марта и по 7-ое сентября 1953, «вожжи» советской империи оказались в руках у Георгия Маленкова, курировавшего ранее разработку отечественного автомобиля «Победа». Как известно, на тот момент в гараже у Маленкова уже стояли два респектабельных Паккарда, ЗИС-110 и ГАЗ «Победа». Маленков имел ключевую должность сравнительно недолго — всего полгода, — а потому его автопарк сильно не расширился.

ГАЗ М-20Г (90 л.с.)


ГАЗ М-20Г — быстроходная версия «Победы» для КГБ с мощным 90-сильным 6-цилиндровым двигателем от ЗИМа. Автомобиль выпускался малыми сериями с 1956 по 1958 год. Очень популярная машина среди чекистов тех лет.

ЗИС-110 (140 л.с.)


ЗИС-110 — первый советский послевоенный автомобиль высшего (представительского) класса. Его производство началось в 1945 году, сменив на конвейере ЗИС-101, и закончилось в 1958 году, когда его в свою очередь заменил ЗИЛ-111.


Любимая машина Ким Ир Сена — советский ЗиС-110. Музей в северокорейской столице Пхеньяне

Гараж Никиты Хрущева


Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев на ЗИС-110 Б

Спустя 4 года после смерти Сталина, в 1957 году, СССР запустил первый в истории человечества искусственный спутник Земли, в 1960 году в космос полетели Белка и Стрелка, а в 1961 году произошло самое главное — полет Гагарина. Эпоха правления Никиты Хрущева вошла в историю не только как эпоха великих космических открытий, расцвет советской культуры и науки, но и как поствоенный бытовой триумф — стремительно строились города, появились «хрущевки», где обычным людям выдавали целые квартиры, автомобили становились доступнее рядовым гражданам.

Тут же стоит отметить и советско-американскую дружбу, которая довольно сильно отразилась на отечественном автопроме тех лет.

ГАЗ 23 (195 л.с.)



ГАЗ-23 «Волга» — советский автомобиль среднего класса производства, выпускавшийся с 1962 до 1970 года на базе обычного седана ГАЗ-21, пришел на смену М-20Г на базе М-20 «Победа». По сути, это модифицированная «Победа» с мощным восьмицилиндровым двигателем от «Чайки», объёмом 5,53 литра, и автоматической коробкой передач. В официально в закрытых документах именовался «быстроходный автомобиль» или «машина сопровождения» (неофициальное название — «догонялка») и являлся более мощной версией базового автомобиля для КГБ и других спецслужб СССР и союзных социалистических стран, в продаже для рядовых или «номенклатурных» граждан не был.

ЗИС-110 Б (140 л.с.)


ЗИС-110Б — это модифицированный ЗИС-110 со складной матерчатой крышей. Автомобиль выпускался в 1949 по 1957 гг. Несколько таких автомобилей советским руководством было подарено Чехии, где они использовались для парадов. А один ЗИС-110 достался Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I — личный подарок Иосифа Сталина, который он сделал в 1949 году.

ГАЗ 13 «Чайка» (195 л.с.)

ГАЗ-13 «Чайка» — советский представительский легковой автомобиль большого класса, выпускавшийся малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1956 по 1981 год. «Чайки» использовались в качестве персонального транспорта высшей номенклатуры (преимущественно — министров, первых секретарей обкомов). «Чайка» никогда не была товаром народного потребления, даже не имела установленной розничной цены.

ГАЗ-13 Б (195 л.с.)



ГАЗ-13Б — советский кабриолет, являющийся модификацией «Чайки»; мягкий верх поднимался и опускался электрогидравлической системой, управляемой с места водителя; количество изготовленных фаэтонов, по разным оценкам, составляет не более 20 штук. Первый экземпляр автомобиля выпущен в 1956 году. Хрущев любил кабриолеты и всегда брал их с собой в международные поездки. Кстати, именно с Хрущева советские лидеры на какое-то время вовсе перестали ездить на бронемобилях.

ЗИЛ 111 А (200 л.с.)


ЗИЛ-111А — модификация советского автомобиля премиум-класса ЗИЛ-111, использовавшийся для перевозки первых лиц в странах социалистического блока. Модель пошла в серию в 1959 году. Внешне от базового ЗИЛ-111 он отличался задним стеклом значительно меньшего размера, а также был оборудован отечественной системой кондиционирования воздуха.

ЗИЛ 111 В (200 л.с.)


В 1960 году мелкими сериями началось изготовление фаэтона ЗИЛ-111В. Большой семиместный автомобиль имел тент с автоматическим гидравлическим приводом и четыре боковых подъёмных окна в хромированных рамах, полностью убирающихся в двери. Тент, как и у фаэтона ЗИС-110Б и кабриолета ЗИС-110В, в сложенном положении накрывался декоративным кожаным чехлом.

ЗИЛ 111 Г (200 л.с.)


ЗИЛ-111Г — модернизированная модификация советского автомобиля премиум-класса ЗИЛ-111, использовавшаяся для перевозки первых лиц в странах социалистического блока. Он имел впервые применённую на советском автомобиле четырёхфарную систему головного света, круглые задние фонари и стреловидные боковые молдинги. Кондиционер стал стандартным оборудованием на всех автомобилях. Изменения внешнего вида и оборудования салона (кондиционер, отделка) сделали автомобиль длиннее на 50 мм и тяжелее на 210 кг.

ЗИЛ -111 Д (200 л.с.)



ЗИЛ-111 Д — советский парадный кабриолет премиум-класса, собиравшийся на Заводе имени Лихачёва в Москве с 1963-го по 1967-ой год. За основу автомобиля взята база от ЗИЛ-111Г. По данным музея АМО ЗИЛ, общее количество построенных парадных фаэтонов ЗИЛ-111 Д составило всего восемь штук, один из которых быстро оказался в спецгараже Хрущева.

Гараж Леонида Брежнева


Генеральный секретарь ЦК КПСС на ЗИЛ 111 Г

В эпоху правления Леонида Брежнева, или, как еще часто называются, в эпоху «застоя» партийные «шишки» не боялись своего народа, да и КГБ тех лет работал на пять с плюсом — вероятность оказаться взорванным или подстреленным в советском государстве стремилась к нулю. Это была эпоха абсолютной безопасности, временем, когда ребенка можно было оставить на улице, а высших должностных лиц встретить в общественном транспорте или на небронированном кабриолете с открытым верхом.

К середине шестидесятых в кабинетах инженеров и испытательных ангарах КБ Завода имени Лихачева уже полным ходом шли работы по созданию принципиально нового семейства — ЗИЛ-114 / ЗИЛ-117, с новой внешностью, но с сохранением «проамериканской» ориентации (отметим, что в те американский автопром был образцово-показательным не только для советских автомобилестроителей, но и для всего остального мира — все стремились сделать, как минимум, не хуже, чем у американцев).

ЗИЛ 114 (300 л.с.)


ЗИЛ-114 — советский лимузин премиум-класса, выпускавшийся на заводе ЗИЛ с 1967 по 1978 годы. Машина комплектовалась 7-литровым двигателе мощностью в 300 лошадиных сил, отечественным кондиционером и атермальным стёклам, благодаря которым в солнечную погоду не повышалась температура в салоне. Автомобиль использовался партийными боссами вплоть до 1978 года, пока его не сменила более совершенная модель ЗИЛ-4104 — триумф отечественного автомобилестроения. Всего было собрано 113 экземпляров.

ЗИЛ-117 В (280 л.с.)


ЗИЛ-117 В — советский двухдверный кабриолет, сделанный на основе укороченной базы правительственного лимузина ЗИЛ-114. Несмотря на сокращение длины и колёсной базы, силуэт машины остался стремительным и элегантным, как и у своего брата-лимузина. Автомобили этой модели, как правило, использовались для парадов или для торжественных приемов иностранных гостей. С 1972 по 1978 выпущено всего 11 автомобилей.

ЗИЛ 117 М (280 л.с.)


ЗИЛ-117 М — советский двухдверный кабриолет, сделанный на основе укороченной базы правительственного лимузина ЗИЛ-114, но с внешностью модели 4104. В 1984 году построен первый и единственный экземпляр (в это время уже выпускались ЗИЛ-4105).

ЗИЛ-115/4104 (300 л.с.)


ЗИЛ-4104 — советский автомобиль представительского класса с кузовом лимузин, выпускавшийся на заводе ЗИЛ с 1978-го по 1983-й год. Прототипы и автомобили первых выпусков имели обозначение ЗИЛ-115, которое впоследствии было заменено на ЗИЛ-4104 в связи с принятием в СССР новой системы классификации. Автомобиль обновился технически и внешне: поставили новый более мощный двигатель, внешне, добавили хрома и солидности, интерьер стал удобней и роскошней. Всего с 1978 по 1983 было построено 106 автомобилей ЗИЛ-4104 в различных модификациях.

ГАЗ 14 «Чайка» (220 л.с.)


ГАЗ-14 «Чайка» — советский представительский легковой автомобиль высокого класса, выпускавшийся c 1977-го по 1988-ой год. С технической точки зрения, автомобиль был глубоко модернизированным вариантом своего предшественника, ГАЗ-13. При этом новая модель была существенно крупнее, и, по сути, «ушла» в более высокий подкласс, вплотную приблизившись по габаритам, техническим характеристикам и уровням комфорта и оснащённости к моделям ЗИЛ высшего класса. Всего было изготовлено около 1 120 автомобилей данной модели.

Частный гараж Брежнева

В отличие от стран Запада, в СССР коллекционирование автомобилей было редчайшим явлением. Кроме того, владение автомобилем производства капиталистических стран, которые составляли большую часть коллекции Л. И. Брежнева, само по себе было среди советских граждан крайне редким исключением. Формально многие из автомобилей коллекции принадлежали не лично Л. И. Брежневу, а аппарату ЦК КПСС.

Известны следующие автомобили из коллекции Брежнева: Шевроле «Бел Эйр», Опель «Капитан», Крайслер «300», Мазерати «Кваттропорте», Мерседес-Бенц 600 «Пульман», Мерседес-Бенц SL-класса, Кадиллак, Кадиллак «Эльдорадо», Линкольн «Континенталь», Ниссан «Президент», 2 Роллс-Ройса «Серебряная Тень», Роллс-Ройс «Серебряный Дух», ГАЗ-13 «Чайка», ГАЗ-14 «Чайка», ГАЗ-3102 «Волга», полноприводный ГАЗ-24-95 «Волга», ЗИЛ-115 и ЗИЛ-4105. Также, помимо прочего, встречаются упоминания автомобилей марок Ягуар, Порше и других иностранных брендов.


Mercedes-Benz 600 Pullman 1969-го года выпуска

В основном Брежневу дарились автомобили премиум-класса. Так, например, 6-дверный Мерседес-Бенц 600 «Пульман» (1969 год) был подарен нашему генсеку тогдашним канцлером ФРГ (Федеративной Республики Германии) Вилли Брандтом. Причем данная модель «Пульман-лимузин» была изготовлена всего в 7 экземплярах, и из которых только два 6-дверных Мерседеса. Близнец брежневского был «пульмана» подарен Японскому императору Хирохито.


Mercedes-Benz 450SEL, выпускавшийся с 1975-го по 1981-ый год


Mercedes-Benz 500SEL (W126), выпускавшийся с 1979-го по 1992-ой год

Были у Ильича и другие иномарки, преимущественно, Мерседесы — первых лиц государства, раскинувшегося на 1/6 суши и контролирующего 1/2 планеты, в буквальном смысле задаривали роскошью.


Полноприводный ГАЗ 24-95, подаренный Леониду Ильичу коллективом Горьковского автомобильного завода

Однако в гараже у генсека били автомобили и попроще, и он их очень сильно любил. К примеру, знаменитая лифтованная «Волга», на которой Брежнев ездил на рыбалку и охоту. Вот он — прообраз и предтеча современных кроссоверов!

Гараж Юрия Андропова

Время правления Леонида Брежнева растянулось на 18 лет, и он получил сразу три модели: ЗИЛ-114, 117 и 115, последний вскоре изменил свой индекс в соответствии с новым ГОСТом на ЗИЛ-4104. После смерти Брежнева и избрания на высший государственный пост в ноябре 1982 года Юрия Андропова, руководство ЗИЛа решило не нарушать традицию, согласно которой новому лидеру полагается новая модель автомобиля, и это несмотря на то, что не прошло и четырех лет, как стала выпускаться новая модель — ЗИЛ-4104. Поэтому ЗИЛовские инженеры решили просто произвести модернизацию уже выпускаемого автомобиля, или, как это сейчас называется, рестайлинг. Обновленная машина получила название ЗИЛ-4105.

Кстати, именно при Андропове, бывшем руководителе КГБ СССР, отечественные производители снова вернулись к обязательному бронированию автомобилей высшего класса. После смерти Сталина бронированные автомобили были забыты, не разрабатывались и не использовались руководством партии и государства. Хрущёв, подчёркивая свой демократизм, предпочитал ездить в открытых автомобилях с кузовом типа кабриолет. Необходимость бронированного автомобиля для руководителей государства была осознана после неудачного покушения на жизнь Леонида Брежнева 22 января 1969 года, во время которого погиб его личный шофер.

Бронированный ЗИЛ-4105 (315 л.с.)


ЗИЛ-4105 — бронированный автомобиль-капсула большого класса с кузовом типа лимузин, выпускавшийся с 1983-го 2000-ый год. За основу бронемобиля взято шасси от автомобиля ЗИЛ-4104, на котором размещается уникальная бронекапсула (для пассажиров), а уже сверху «накидываются» кузовные панели — по сути, это реинкарнация сталинского ЗИС-115. По комплексу характеристик ЗИЛ до сих пор является одним из лучших автомобилей в мире.

Капсулы изготавливались из стали марки 68ХГСЛМН — одна из прочнейших марок в мире. Толщина брони от 4 до 10 мм. Толщина пуленепробиваемых стекол: лобового — 43 мм, боковых и заднего — 47 мм.



В 1983-1985 годах опытные автомобили ЗИЛ-4105 прошли ряд успешных огневых тестов на обстрел из винтовки СВД, с подрывом гранат под бензобаком и на крыше. Кроме того были проведены сравнительные испытания с основным конкурентом — автомобилем Cadillac Fleetwood Limousine, бронированным компанией O’Gara Hess & Eisenhardt. Испытания показали, что поставленные перед разработчиками задачи реализованы весьма качественно, защита ЗИЛ-4105 значительно превосходила защиту американского автомобиля.

Однако новым ЗИЛом Андропов попользовался совсем недолго. В феврале 1984 года этот пост занял Константин Черненко, а в марте 1985-го его сменил Михаил Горбачев.

Гараж Константина Черненко

Из-за краткости нахождения у власти Константина Устиновича «свой» лимузин он не получил — ему достался андроповский ЗИЛ-41045, — а следующая модель — ЗИЛ-41047 — появилась только в 1985 году, уже при Горбачеве.

ЗИЛ-41045 (315 л.с.)



ЗИЛ-41045 — один из последних советских лимузинов, выпускавшихся для первых лиц СССР. Модель выпускалась всего два года: с 1983-го 1985-ый. По сути, это тот же ЗИЛ-4104 с немного обновленным дизайном кузова. Вдобавок убрали хромированные накладки с колёсных арок, а молдинг, идущий по порогу, перенесли выше — на двери, — изменили переднюю часть кузова — решётку радиатора и фары, — установили несколько иные задние фонари, ряд других внешних элементов, но в целом сам автомобиль остался прежним.

Технически все как на ЗИЛ-4105. Двигатель восьмицилиндровый V-образный, с углом развала 90 градусов и мощностью в 315 лошадиных сил. Автомобиль заправлялся исключительно на спецзаправках и только 95-ым бензином, но при необходимости мог поехать и на бензине АИ-76. Система зажигания шла с дублирующей аварийной цепью, что повышало ее надежность, также автомобиль имел два мощных аккумулятора. Заднеприводная трансмиссия состояла из автоматической трехступенчатой коробки передач с гидротрансформатором. Колеса были укомплектованы шестнадцатидюймовыми дисками и специальными покрышками, которые позволяли двигаться при пробитых колесах.

ЗИЛ-41051 (315 л.с.)

На базе модели 41045 была выпущена бронированная модификация, которая получила обозначение ЗИЛ-41051. Лимузин выпускался с 1984-го по 1985-ый год.

Примечательно, что в отличие от сталинского ЗИС-115, где 75-миллиметровые стекла поднимаются при помощи специальных гидравлических домкратов, на ЗИЛе такая возможность вообще отсутствует, а для быстрого открытия дверей требуется специально обученный человек — в одиночку справиться с дверью довольно тяжело.

Читать часть 1: «Выставка правительственных автомобилей: От Николая Второго до Иосифа Сталина»
Читать часть 3: «Выставка правительственных автомобилей: От Михаила Горбачева до Владимира Путина»

Редакция Autoplus.su

1 Comment

  1. Дмитрий Гуляев

    Спасибо Georgy Rozhko за его статью в 3-частях о выставке в Сокольниках за 2016 год.Интересные комментарии и качественные фотографии.

    Reply

Добавить коментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector