Два пальца вверх – это победа. На «АвтоВАЗе» считают появление серийного автомобиля с автоматической коробкой передач настолько эпохальным событием, что сочли недостаточным один восклицательный знак во фразе «Наша Lada Granta – теперь и с «автоматом». И используют сразу два. Оправданно ли?
Глава тольяттинского представительства Jatco Тадаси Ясуда, говоря о сотрудничестве его компании с «АвтоВАЗом», использует в основном обтекаемые формулировки, ссылаясь на то, что нынешняя ситуация – первый в истории завода опыт работы с АКПП, и поэтому, конечно, кое-какие шероховатости возможны. Главное – это успешно налаженный контакт как между руководящим составом двух компаний, так и между техническими специалистами: на подготовку «автомата» к производству, его адаптацию к «Гранте» и целый комплекс настроек ушло полтора года. Сейчас в активе «АвтоВАЗа» – не только налаженный конвейер, но и трехлетний контракт с Jatco на поставку автоматических коробок. Контракт, надо отметить, с возможностью пролонгации, и есть очень высокая вероятность, что он будет продлен.
Lada Granta в каком-то смысле напоминает Ан-2, знаменитый «кукурузник» – такой же доступный массовый продукт.
Фирма Jatco – дочерняя структура Nissan, но всякую связь между выбором партнера-производителя АКПП и участием тольяттинского завода в альянсе Renault-Nissan на «АвтоВАЗе» отрицают. По словам Олега Груненкова, руководителя проектов Lada Granta и Lada Kalina, рассматривалось несколько вариантов, и классический четырехступенчатый «автомат» с гидротрансформатором был выбран, во-первых, потому, что подходил по размерам, и во-вторых, не требовал слишком серьезного вмешательства в конструкцию «Гранты» – на адаптацию коробки к автомобилю отводилось, по заводским планам, не так уж много времени. Не исключено, что сыграла свою роль и потенциальная стоимость проекта. На создание первого в своей истории автомобиля с «автоматом» у «АвтоВАЗа» ушло, по разным оценкам, от 15 до 17 млн евро.
Тем не менее, чтобы встроить АКПП в конструкцию седана, а главное – чтобы наладить взаимодействие коробки и двигателя, тольяттинцам и их зарубежным коллегам пришлось затратить немало не только средств, но и усилий. В процессе подгонки калибровок агрегатов друг к другу участвовал и третий партнер, помимо Jatco и «АвтоВАЗа» – австрийская фирма AVL. Именно ее инженерам была поставлена задача сделать настройки коробки более «драйвовыми», если пользоваться тольяттинским выражением: исконно японское поведение АКПП было признано чересчур задумчивым.
Олег Груненков, руководитель проектов Lada Granta и Lada Kalina, говорит, что Granta с «автоматом» — это следующая ступень развития семейства. По планам завода, в нынешнем виде с теми или иными модернизациями Lada Granta проживет до 2020 года.
Итогом работы триумвирата, помимо новых калибровок, стали более 30 конструктивных изменений и новых узлов, которые теперь применяются на «Гранте». Например, поскольку связка «двигатель-коробка» потяжелела на 33 кг, седан получил новые, более жесткие пружины в передней подвеске. Силовой агрегат снабдили литым картером вместо штампованного и придумали поддону новые точки крепления – напрямую к гидротрансформатору. Это повышает жесткость всей конструкции. Картер самого гидротрансформатора тоже, кстати, заменили, дабы вписать его в подкапотное пространство. Косвенным следствием всей вышеописанной деятельности стало снижение клиренса: Granta с АКПП имеет 140-миллиметровый дорожный просвет против 160 мм у «механического» седана. Защиты картера не предусмотрено. Что еще? Из серьезного – новый, более производительный радиатор охлаждения, куда конструктивно вписали и маслоохладитель. Теперь такие радиаторы будут применяться на всех «Грантах», в комплектацию которых входит кондиционер, но об этом – чуть позже.
Селектор АКПП смотрится в хорошо знакомом салоне хоть и неожиданно, но довольно органично.
Создатели уникального для отечественного автопрома продукта отдельно отмечали, что все работы по адаптации, калибровке и ходовым испытаниям проведены на территории России. Руководитель рабочей группы Олег Храмков рассказывал, что Granta в процессе интеграции «автомата» прошла целую серию испытаний, причем часть из них была специально проведена в высокогорных условиях – на Алтае, а своеобразный экзамен почти готовый седан сдавал лютой зимой в Сургуте. Особой гордостью разработчиков считается то, что никаких изменений в настройки после зимних испытаний вносить не потребовалось. Следовательно, можно рассчитывать, что зимняя эксплуатация новой коробки где-нибудь за Уралом не вызовет у поклонников «Лад» лишних вопросов.
Последствия адаптации
На наши вопросы Lada Granta с АКПП начала отвечать в довольно неожиданных условиях – на заводском картодроме. Судорожно переживаю еще один процесс адаптации – себя к неожиданному салону, ибо наблюдать селектор режимов автоматической трансмиссии в сугубо отечественном интерьере пока еще диковато. Рука ложится на рукоять селектора, и в памяти всплывает еще один эпизод из рассказа Олега Храмкова – все, что выше трансмиссионного тоннеля, разработано силами тольяттинских инженеров и эргономистов. Старались определенно не зря: крупная рукоять получила удобную форму, выполнена из неплохого пластика (на ощупь чуть ли не приятнее, чем пластик передней панели) и расположена на оптимальной высоте. По крайней мере, мне, низкорослому, высота показалась оптимальной, хоть я и пожалел впоследствии не раз об отсутствии подлокотника. Одна проблема – серебристая кнопка фиксатора очень уж велика.
Хорошо видны оба картера – новый литой поддон двигателя (справа) и поддон модифицированного картера гидротрансформатора (слева).
Селектор снабжен вполне доходчивой «навигацией» по режимам, такой же нарочито крупной, как и ручка рычага. Кроме того, выбранный режим отображается на монохромном экранчике бортового компьютера на приборной панели. А вот фиксируется рычаг в выбранном положении не очень уверенно, и с непривычки необходимый «пункт назначения» очень легко проскочить. А откуда она возьмется в такой уникальной ситуации, привычка-то? Вот и удивляются неопытные журналисты, почему вдруг «автомат», включенный не глядя вместо режима D в режим «2», отказывается переключаться выше второй передачи.
Помимо традиционного «драйва», коробка от Jatco снабжена еще несколькими режимами – с фиксированной первой передачей и с фиксированными первой и второй передачей. Кроме того, предусмотрена кнопка отключения овердрайва, запрещающая коробке переходить на самую высокую – в данном случае четвертую – передачу. Как я выяснил позднее, неплохо помогает при затяжных трассовых обгонах. А вот режимы с фиксированными передачами сами разработчики рекомендуют использовать в условиях длительных подъемов либо бездорожья, которое в нашу программу, к счастью, не входило.
Сами коробки производятся на мощностях Jatco в Японии, а на конвейере тольяттинского завода только объединяются с двигателем и устанавливаются на автомобиль. Конкретных планов по локализации выпуска АКПП на «АвтоВАЗе» пока нет.
Пока «автоматом» комплектуются только седаны в исполнении «Норма Плюс», и это означает, что вместе с новой коробкой покупатель получит некоторое количество дополнительных радостей жизни. Кондиционер, вторую подушку безопасности, АБС… И если первый, как выяснилось, практически не влияет на динамические характеристики «Гранты», то последняя, как ни странно, тоже. Серия активных торможений «в пол» на заковыристой картинговой трассе продемонстрировала, что антиблокировочная система спохватывается только тогда, когда от визга заблокированных колес по асфальту уже заложило уши. Впрочем, с каждым новым кругом визг раздавался все позже и позже: тормоза седана очень быстро «поплыли». А что вы хотите? – говорят инженеры. Нештатные режимы… Забегая вперед, скажу, что в «штатных» режимах к тормозам «Гранты», действительно, особых претензий не было.
Разнилось и поведение коробки. На картинговой трассе «автомат» озадачил полным отсутствием всякого драйва, к которому так стремились разработчики: наблюдение за лениво ползущей вверх стрелкой тахометра, когда позади активный поворот, а педаль акселератора уже практически втоптана в пол, несколько удручает. Между тем, на следующий день на загородных дорожках коробка продемонстрировала похвальное стремление к ускорениям, оперативно переключаясь на одну, а то и сразу на две передачи вниз в режиме «кик-даун».
На компактной картинговой трассе автоматическая коробка порой отказывалась переключаться вниз, меланхолично раскручивая двигатель почти с холостых оборотов.
Говоря о потенциальном покупателе «Гранты» с АКПП, на «АвтоВАЗе» в первую очередь поминают жителей мегаполисов. И, судя по всему, именно на них ориентированы настройки коробки, несмотря на все разговоры о «драйве». Она неплохо относится к не слишком рваным «пробочным» режимам, достаточно оперативно реагирует на педаль газа и исключительно комфортно перебирает передачи. Кроме того, ее работа не вносит слишком уж заметных корректив в акустическую картину, за исключением неопознанных подсвистываний, однозначно локализовать которые нам с коллегой так и не удалось, и работы на повышенных оборотах.
Активный разгон – если, например, задействовать отключение овердрайва – сопровождается навязчивым, надсадным гулом, источником которого, впрочем, по большей части служит 98-сильный шестнадцатиклапанник от «Приоры». Пока «автоматы» устанавливаются только на Lada Granta с таким двигателем, но именно благодаря ему динамика седана тоже не вызвала особых нареканий. К слову, 145 тяговых ньютонметров 1,6-литрового мотора – это почти предел для новой коробки, чье расчетное усилие составляет 150 Нм, а максимально возможное – 180 Нм.
В более приближенных к реальным режимах – городской толчее и загородном шоссе – АКПП работала мягко и плавно, не провоцируя на динамические эксперименты.
Еще одно продекларированное достоинство нового для «АвтоВАЗа» узла – система защиты от несанкционированных включений. Ее суть в том, что каждый режим работы КПП включается только при условии наступления необходимых условий (простите за нелепый каламбур). То есть, двигаясь в режиме D, можно переместить рычаг селектора в любое положение – вплоть до включения задней передачи – и ничего не произойдет. Выбранная передача, подчеркивают на заводе, начнет функционировать только тогда, когда будет можно. Метод «а теперь – Rакета» здесь не пройдет.
Эта схема действительно работает, хотя, двигаясь в режиме D, просто невозможно не заметить случайного переключения в положение задней передачи: связь «акселератор-колеса» разрывается еще в «нейтральном» положении N. Непонятно другое – почему отказались от привычной блокировки включения задней и прочих неуместных передач, завязанной на педаль тормоза? Разработчики утверждают, что реализовали таким способом возможность выбора нужных режимов заранее – мол, можно включить фиксированную вторую передачу задолго до предполагаемого подъема, но пользовательская ценность этого решения представляется сомнительной.
Сохранение статуса
Какая-никакая защита – штука, безусловно, важная и нужная, особенно если учесть, что с автоматической коробкой впервые сталкивается не только завод, но и его потребитель. Понятно, что статистики отказов АКПП в ее нынешней вариации пока нет, хотя в Jatco и утверждают, что опыт использования этой коробки на китайских версиях Nissan Note и March демонстрирует ее высокую надежность. Собирать эту самую статистику дирекция «АвтоВАЗа» по качеству намерена самым простым способом – исключив возможность ремонта агрегата на мощностях официальных дилеров.
Серебристая окантовка вокруг селектора – единственное место в интерьере Granta, где применен такой цвет. Судя по всему, это задел на будущее: в версии «Люкс» аналогичную окантовку могут получить центральная консоль и дефлекторы вентиляции. Сам селектор разработан на «АвтоВАЗе».
В пределах гарантийного срока трансмиссии (а он совпадает со сроком гарантии самого автомобиля) все неполадки с коробкой будут решаться только одним способом – заменой. Вице-президент «АвтоВАЗа» по продажам Артем Федосов говорит, что возвращение неисправных крупных узлов на завод – это нормальная практика: «Позволить каждому дилерскому центру ремонтировать АКПП – это неправильно. Это сложный инструмент, и чтобы понимать, что в нем сломалось, нужна экспертиза, а у нас 450 дилерских центров, и столько экспертов мы никогда не вырастим. Чтобы посмотреть, что именно сломалось, мы возвращаем коробку в Тольятти, потому что это важно – это может означать, например, целую отзывную кампанию. Это не только сбор статистики, это целая система безопасности. Мы возвращаем по гарантии до полутора тысяч механических КПП и до четырехсот двигателей в год, и ремонтируем их здесь, на заводе. Дирекция по качеству требует, чтобы их возвращали, изучает, анализирует и решения многих проблем передает потом на производство. Поэтому мы хотим возвращать и автоматические коробки, это желание не только производителя, но и наше».
Дальше – больше. Так внимательно к поведению коробки в повседневных условиях в Тольятти относятся по достаточно простой причине: ту же самую АКПП намереваются устанавливать и на «Калину». Версия Lada Kalina с АКПП должна появиться в ходе давно ожидаемого рестайлинга семейства – обновленную «Калину» обещают показать на августовском Московском автосалоне, а начать продавать в первом квартале 2013 года. Так что интеграция «автомата» в Lada Granta – это, по сути, глобальный эксперимент по адаптации всего завода к принципиально новому продукту и новой целевой аудитории.
Руководитель проекта Lada Granta и Lada Kalina Олег Груненков (на пассажирском месте) и президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров (за рулем) уверены, что Lada Granta с АКПП найдет своего покупателя: в следующем году планируется выпустить около 70 000 таких седанов.
А она, по расчетам заводских маркетологов, должна быть достаточно обширной – в 2013 году завод намерен выпустить до 70 000 «автоматических» седанов. Lada Granta в так называемой версии «Норма плюс» с АКПП стоит, благодаря сопутствующим радостям жизни, 373 200 рублей и на данный момент является самой дорогой «Грантой» в заводском ассортименте. Насколько вообще уместно появление дорогих версий модели, изначально определенной на место самого бюджетного предложения, вопрос отдельный, но даже такая весомая цифра позволяет тольяттинским маркетологам называть «Гранту» самой доступной моделью. До ее появления самым выгодным предложением с АКПП считался ZAZ Chance, цена которого очень своевременно выросла месяц назад с 349 000 до 399 000 рублей за седан с 1,4-литровым 100-сильным двигателем.
Таким образом, даже самая дорогая на сегодня Lada Granta сохраняет ореол доступности, но ценовой разрыв между предложениями «АвтоВАЗа» и конкурентов становится все менее впечатляющим. С другой стороны, именно такой седан способен привлечь под тольяттинский бело-голубой флаг потребителей, которые ранее в сторону отечественного автопрома вообще не смотрели за отсутствием у того предложений с автоматическими КПП.
Два восклицательных знака сопровождают каждую фразу «АвтоВАЗа», где одновременно упоминаются Lada Granta и «автомат».
Некоторому снижению цены могла бы помочь локализация производства автоматических коробок, но на «АвтоВАЗе» такой вариант пока отрицают. А вот в Jatco не так давно заявили, что готовы рассмотреть возможность создания российского предприятия, но принимать окончательное решение будут, основываясь как раз на результатах продаж «Гранты» со своей КПП. А ведь на горизонте маячит еще и снабженная тем же «автоматом» Kalina…
Получается, что появление в модельном ряду завода новой – богатой – модификации бюджетного седана действительно достойно двух восклицательных знаков. Первого – за эпохальность, второго же – за то, что операция по интеграции автоматической коробки в структуру завода все же завершена, и завершена, надо признать, успешно.
Технические характеристики (данные производителя):