Словарь технических терминов

А

АРI – Американский Институт Нефти. Стандарт качества моторных масел для четырехтактных двигателей.

ATF – жидкость для Автоматических Трансмиссий. Часто используется в передних вилках.

ATU – автоматический регулятор опережения зажигания. Механическое устройство для изменения угла опережения зажигания на двигателях ранних конструкций.

ATV – внедорожное транспортное средство. Часто встречается название «квадроцикл».

АБС (Система антиблокировки тормозов) – система, которая при торможение фиксирует начало блокирования колеса и понижает давление в гидроприводе тормозов колеса, склонного к блокированию. Обычно управление такой системой осуществляется при помощи электроники.

Амортизатор (демпфер) – устройство для сглаживания влияния неровностей дорожного полотна, обеспечивающее комфортабельность при езде. Обычно представляет собой пружину в совокупности с гидравлическим амортизатором и устанавливается между рычагом подвески и рамой. Кроме того, используется в двигателях для сглаживания незначительной неравномерности в выходном крутящем моменте. В подвеске мотоцикла служит для быстрого гашения колебания и превращения механической энергии колебаний в тепловую.

Ампер (А) – единица измерения электрического тока. А (ток) = В (напряжение) / Ом (сопротивление).

Ампер-час (А*ч) – единица измерения емкости батареи.

Антиклинковая система – система, устанавливаемая на подвижном наконечнике пера вилки для предотвращения клевка мотоцикла при резком торможении.

Антифриз – смешиваемое с водой вещество ( обычно этипенгиколь), которое добавляется в систему охлаждения для предотвращения замерзания охлаждающей жидкости при отрицательных температурах. Кроме того, антифриз содержит вещества которые подавляют коррозию и препятствуют образованию накипи и других отложений, забивающих радиатор и каналы системы охлаждения, и, как следствие, снижающих эффективность системы охлаждения.

Ареометр – прибор для измерения плотности жидкости. В частности, электролита, с целью оценки степени заряженности аккумулятора.

Б

BHP – эффективная мощность. Английская единица измерения мощности двигателя. Сейчас мощность обычно выражается в киловаттах (кВт).

Барабанный (колодочный) тормоз – тормозная система с вращающейся цилиндрической поверхностью (т.н. барабаном) закрепленной на колесе. Внутри барабана располагаются «колодки» с фрикционными накладками (тормозные колодки), которые при торможение прижимаются к его внутренней поверхности.

Бензомасленая смесь – смесь для смазки двухтактных двигателей. Масло смешивается с бензином до поступления смеси в двигатель.

Бесконечное сопротивление – характеристика разомкнутой электрической цепи, когда в некой точке цепи присутствует обрыв проводника.

Биение – колебание. Несносность. Суммарное биение измеряется от одного крайнего положения до другого. Случается недоразумение, когда биение измеряется от среднего положения, что представляет собой половину суммарного биения.

Биметаллический – сделаний из двух металлов.

Бобышка поршня – часть поршня ниже его головки (также присоединенная к юбке), в которую устанавливается поршневой палец.

Боковина – участок шины между бортом и протектором. На этой части указывается названия производителя, размерность, и т.д.

В

V-образный двигатель – двигатель, цилиндры которого располагаются под углом к друг другу и образуют собой букву V. В раме такой двигатель может располагается поперечно (мотоциклы Moto Gyzzi) или продольно (мотоциклы Harley Davidson).

Вариатор – трансмиссия, автоматически и бесступенчато изменяющая передаточное отношение в зависимости от нагрузки и частоты вращения. Иногда для обозначения вариатора используется абривиатура CVT.

Ватт – единица измерения электрической энергии. 1ватт (энергия) = 1вольт (напряжение)* 1ампер (ток).

Верхнее расположение клапанов (OHV) – механизм газораспредиления четірехтактного двигателя с тарельчатыми клапанами, которые располагаются в головке цилиндров и приводятся в действие с помощью толкателей.

Верхнее расположение распределительного вала (ОНС) – тоже, что и выше, но с распредвалом в головке цилиндров, привод которого осуществляется цепью, шестернями или ремнем коленчатого вала. См. также SOHC u DOHC.

Верхняя головка шатуна – меньшая головка шатуна, к которой крепится поршень. Чаще всего содержит подшипник скольжения или игольчатый подшипник.

Верхняя мертвая точка (ВМТ) – используется для обозначения крайнего верхнего положения поршня в цилиндре.

Верхняя часть двигателя – включает в себя блок и головку цилиндров, а также узлы клапанного механизма.

Вибрация (отскок) клапана – явления, происходящие при слишком резкой посадке тарельчатого клапана на седло, при этом пружина не может его удержать, и происходит отскакивание клапана от седла.

Вилка селекторов – деталь вильчатой формы, сопряженная с канавкой в шестерне коробки передач, обеспечивающая перемещение этой шестерни на вапу.

Вилка толкающего типа – разновидность рычажной передней подвески мотоцикла, у которой ось колеса расположена за шарниром рычага подвески.

Вихрь – вращательное или вихревое движения, придаваемое поступающей в цилиндр смеси за счет смешения впускного тракта. Служит для улучшения наполнения цилиндров.

Водяной насос – устройство с механическим приводом, служащее для принудительной циркуляции охлаждающей жидкости внутри двигателя.

Возвратная продувка – управления движением свежего заряда в цилиндре двухтактного двигателя за счет профилирования продувочных каналов вверх и под углом к оси цилиндра. В результате такого направления свежего заряда он вытесняет обработанные газы перед тем, как сможет покинуть цилиндр.

Воздушный фильтр – бумажный, матерчатый, войлочный, паралоновый или сетчатый элемент, через который воздух поступает в двигатель. Препятствует проникновению частиц пыли и грязи, вызывающих засорение жиклеров карбюраторов и повышенный износ подвижных частей двигателя.

Возрастающая характеристика – прогрессивная характеристика подвески, получаемая за счет применения трехзвенной системы между рычагом подвески и амортизатором.

Вольт – единица измерения электрического напряжения в цепи. 1вольт (напряжение) = 1ампер (ток) * 1ом (сопротивление).

Впадина – вогнутая внутрь пустотелая поверхность. Противопоставляется выпуклости.

Впрыск масла – система смазки двухтактного двигателя, в которой масло принудительно (с помощью насоса) подается в двигатель в зависимости от положения дросселя.

Вращающийся клапан – клапан, применяющейся в двухтактных и четырехтактных двигателях, которой при вращении открывает и закрывает каналы в заданный момент времени. Обычно представляет собой диск или деталь конической или цилиндрической формы. Чаще всего встречается во впускных системах.

Втулка – цилиндрическая деталь из металла или резины, которая устанавливается между двумя подвижными частями. Очень похожа на вкладыш, но чаще всего используется в качестве вставки для восстановления изношенного узла до его первоначальных размеров.

Вылет – расстояние между точками пересечения с землей вертикальной линии, опущенной из оси колеса, и линии, проходящей через ось рулевой колонки.

Выпрямитель – электрический прибор, проводящий ток только в одном направлении, применяется для преобразования переменного тока в постоянный.

Высоковольтный провод – тщательно заизолированный провод, подводящий высокое напряжение от катушки к свечезажигание.

Выступ – участок профиля кулачка, который расположен эксцентрично по отношению к его оси. При вращении кулачка этот участок, выходящий за пределы начальной шайбы, используется для периодического приведения в действие другого узла, например, клапана.

Вязкость – плотность жидкости или ее сопротивление перетеканию. Вязкость обозначается числами в системе SAE. Чем больше численное значение, тем выше плотность(вязкость) жидкости.
Г

Газовыделение – выделения газа из банок батареи при чрезмерной зарядке. Газ, выделяющийся при этом, представляет собой взрывоопасною смесь водорода с кислородом. Газовыделение не происходит до достижения батареей полной зарядки.

Галогенная лампа из кварцевого стекла – лампа с вольфрамовой нитью, заполненная газообразным галогеном. Используется в фарах в связи с высокой эффективностью (люмен на ватт), длительным сроком службы и отсутствием потемнения стекла.

Генератор переменного тока (ательнатор) – генератор, вырабатывающий переменный ток.

Генератор постоянного тока (динамо) – генератор, вырабатывающий постоянный ток.

Герц – единица измерения частоты. Один герц – это частота, при которой одно колебание совершается за одну секунду.

Гигроскопичность – способность поглощать влагу. Применительно к мотоциклам поглощение тормозной жидкости типа DOT 3 или DOT 4 влаги из воздуха приводит к снижению эффективности тормозов. В связи с этим необходимо предпринимать меры по обеспечению герметичности емкостей, в которых хранится новая тормозная жидкость.

Гидропривод – система, заполненная жидкостью, используемая для передачи давления от одного узла другому. На мотоциклах обычно встречается в механизме привода тормозов и сцепления. Иногда используется в клапаном механизме для устранения зазоров.

Гидротрансформатор – гидравлическое устройство для изменения скорости вращения выходного вала относительно входного. Встречается в автоматических коробках передач.

Гильза – съемная вставка в детали, служащая для уменьшения размера или для обеспечения высокого качества рабочей поверхности, а также для восстановления рабочей поверхности. Часто употребляется в отношении стальной гильзы в алюминиевом блоке цилиндров.

Гипоидное масло – масло для сверхвысоких нагрузок, предназначенное для работы в тяжелых специфических условиях гипоидных передач.

Главная передача – термин, применяющийся для обозначения передачи от коробки передач к заднему колесу. Как правило, используются цепные или карданные главные передачи, но иногда встречаются и ременные.

Главный вал – главный вал, как в двигателе, так и в коробке передач.

Главный цилиндр – часть системы гидропривода, на которую воздействует водитель, названая так в связи с тем, что (на автомобилях) она приводит в действие несколько рабочих (исполнительных) цилиндров.

Глушитель – устройство для подавления шума выхлопа.

Головка цилиндра – элемент двигателя, закрывающий цилиндр с одной из его сторон. На четырехтактном двигателе в головке цилиндра(ов) размещается клапанный механизм.

Горизонтальный двух-, четырех-, шестицилиндровый двигатель – двигатель с горизонтальными рядными или противолежащими цилиндрами.

Д

Давление – проявление силы нажатия. Единицы измерения psi (фунт на квадратный дюйм) или бар.

Датчик кислорода – датчик, устанавливаемый выпускную систему, который фиксирует содержание кислорода в обработанных газах и преобразует эту информацию в электрический ток. Иногда датчик кислорода называют лямбда зондом.

Два верхних распредвала (DOHC) – схема газораспределительного механизма, в котором применены два верхних распрадвала: один для впускных клапанов и один для выпускных.

Двигатель Ванкеля – двигатель внутреннего сгорания, изобретенный Феликсом Ванкелем, который состоит из трехсторонних внутренних роторов, расположенных внутри отсеков специальной формы. У такого двигателя за один оборот вала происходит три рабочих такта.

Двигатель с горизонтальными противолежащими цилиндрами – тип двигателя, у которого цилиндры располагаются напротив друг друга, а коленчатый вал находится между ними.

Двухтактный – рабочий цикл двигателя внутреннего сгорания, при котором рабочий ход происходит при каждом ходе поршня вниз. Таким образом, четыре процесса (наполнение, сжатие, рабочий ход и выпуск) происходит за два хода (один верх, один вниз) поршня. См. также Четырехтактный.

Декомпрессор – небольшой клапан, чаще всего с ручным управлением, для снижения давления над поршнем при запуске кикстартером.

Демпфирование отбоя – способ управления колебаниями подвески после сжатия пружины амортизатора. Противостоит естественной тенденции пружины к резкому отскоку после сжатия.

Демпфирование сжатия – способ контроля скорости сжатия подвески при наезде колесом на неровность дорожного покрытия.

Десмодромный – способ привода тарельчатых клапанов, при котором они принудительно закрываются коромыслом, так же как и открываются. Схема, применяющаяся на мотоциклах компании Ducati.

Детонационный стук – стук, вызываемый детонацией и самовоспламенением.

Детонация – взрыв смеси в камере сгорания вместо управляемого горения. При резком открытии дроссельной заслонки может вызывать звонкий шум, называемый детонационными стуками. Явление крайне деструктивного характера.

Дефлектор – выпуклая часть головки поршня некоторых двухтактных двигателей, служащая для отклонения свежего заряда, поступающего из впускного канала.

Джоуль – единица измерения электрической энергии.

Диагональные шины (шины с диагональным расположением нитей корда) – разновидность конструкции шин, в которой слои ткани в каркасе шины укладываются по диагоналях к друг другу, а не радиально (как в случае шин с радиальным расположением нитей корда).

Диаметр цилиндра – диаметр цилиндра двигателя. Часто применяется в отношении самого цилиндра. В некоторых случаях используется для обозначения поверхности цилиндра.

Диаметр цилиндра/ход поршня (D/S) – соотношения диаметра цилиндра к ходу поршня. При одинаковых диаметрах цилиндра и ходе поршня двигатель называют «квадратным».

Диафрагма – резиновая мембрана в карбюраторе, где она изолирует верхнюю камеру, или в главном цилиндре.

Диафрагменная пружина – одиночная упругая пластина, часто применяемая в муфтах сцепления.

Динамический – подвижный, находящийся в действии – в противоположности недвижимому или статическому.

Диод – электрическое устройство, пропускающее ток только в одном направлении.

Дисковый клапан (или золотник) – система управления процессом впуска, применяемая на некоторых двухтактных двигателях.

Дисковый тормоз – тормозная система, состоящая из вращающегося диска и тормозных колодок, прижимающихся к нему в момент торможения. В результате трения энергия движущегося транспортного средства преобразуется в тепло.

Диффузор – сужение канала, служащее для понижения давления. Встречаются в карбюраторах и используется для создания разряжения, необходимого для подъема топлива из поплавковой камерой.

До ВМТ – употребляется для определения местонахождения поршня до верхней мертвой точки. Уголопережения зажигания часто выражается в градусах или миллиметрах до ВМТ.

Дроссель – клапан во впускном тракте, служащей для управления мощностью двигателя за счет ограничения количества (дросселирования) поступающей свежей смеси.

Дуплексный – двойной. У дуплексной рамы спереди есть две нижних трубы. У дуплексной цепи присутствует два ряда роликов (у простой цепи только один).

Е

ECU (электронный блок управления) – компьютер, управляющий системами зажигания, впрыска или антиблокировочной тормозной системой и т.д.

EGO – датчик содержания кислорода в отработавших газах. Иногда для обозначения датчика содержания кислорода используется термин «лямбда зонд».

EMS (система управления двигателем) – система контроля на базе компьютера, одновременно управляющая системами зажигания и впрыска топлива.

EP (предельное давление) – тип масла, применяющийся в местах приложения повышенных нагрузок, например, между зубьев шестерен.

Емкость – главный элемент системы снижения токсичности испарений топлив (только для рынка штата Калифорния США), содержит гранулы активированного древесного угля, улавливающие испарения из системы питания, перед тем как они попадут в атмосферу.

Емкость (конденсатор) – обычно это конденсатор достаточно большой емкости, способный выполнять функции сглаживающего элемента в безбатарейных системах электропитания.

Ж

JASO – стандарт качества для двухтактных масел.

Жгут проводов или проводка – термин, охватывающий электрические провода, расположенные на мотоцикле и заключенные в тканевою или пластиковую оболочку. Проводка, отходящая от основного жгута, обычно называется вспомогательным жгутом.

Жидкостное охлаждение – система охлаждения, в которой для отвода тепла от двигателя используется циркуляция жидкости через каналы двигателя и радиатора.

Жиклер – отверстие, через которое проходит воздух, топливо или масло. Размеры жиклера определяют его пропускную способность, а следовательно, и объемы проходящей через него жидкости или газа.

З

Зазор в клапанах – зазор между штоком клапана и коромысла или между кулачком распредвала и толкателем, в зависимости от конструкции механизма газораспределения. Измерение и регулировка зазоров в клапанном механизме производится при закрытых клапанах на холодном двигателе. Необходимо обеспечить оптимальный зазор в клапанах, поскольку слишком маленький зазор при прогреве двигателя приведет к неполному закрытию клапанов и скорому их прогоранию, а слишком большой зазор будет причиной повышенного шума при работе двигателя. Неправильный зазор также влияет на работу двигателя на холостом ходу.

Заклинивание – заедание двух подвижных частей, вызванное избыточным давлением, температурой или отсутствием смазки, а чаще всего сочетанием этих трех факторов.

Замок (сухарь) – кольцеобразное устройство, обычно состоящее из двух сегментов, для расклинивания детали на стержне, валу, шпинделе и т. д. Применительно к мотоциклам, встречается на клапанах и амортизаторах и позволяет обеспечить самофиксацию опорной тарелки пружины относительно штока амортизатора или стержня клапана.

Зацепление – гибкое резиновое цилиндрическое уплотнение (обычно гофрированное) снаружи телескопических и прочих подвижных соединений, служащее для предохранения сопряженных узлов.

Звездочка – зубчатое колесо, используемо в цепной передаче.

Земля (масса, заземление) – отрицательная клемма батареи или часть возвратной цепи через массу. Соединение с массой или землей. По определению – нулевой потенциал (напряжение).

Зубчатое колесо (шестерня) – деталь, чаще всего круглой формы, с зубьями для передачи вращения ответной шестерне, тех же или отличных форм и размеров.

И

Ibf ft – фунт на фунт. Английская единица измерения крутящего момента.

Ibf in – фунт на дюйм. Английская единица измерения крутящего момента. Используется применительно к узлам, где присутствует очень низкий крутящий момент.

IC – сокращенное название интегральной схемы.

Игольчатый подшипник – подшипник, составленный из множества закаленных роликов небольшого диаметра, обычно разделенных сепаратором. Часто применяется в местах недостаточной смазки.

Изолятор – материал или деталь, снижающие теплопередачу или не проводящие электричество.

Импульс (количество движения, импульс силы) – стремление движущегося объекта продолжать движение.

Инерция – свойство материи, согласно которому она остается неподвижной или совершает равномерное прямолинейное движение до тех пор, пока не будет приложены внешние силы.

К

Калильное зажигание – преждевременное воспламенение смеси, происходящее до появления искры на свече зажигания. Вызвано воспламенением от раскаленных частей камеры сгорания.

Канал – строго говоря, полость или отверстие, но также используется для обозначения продувочного канала в двухтактном двигателе.

Карбюратор – прибор для смешивания топлива с воздухом в соотношении, необходимом для формирования горючей смеси при различных скоростях и нагрузках двигателя.

Карданная передача – способ передачи вращения заднему колесу от трансмиссии.

Картер двигателя в сборе – обозначение составляющих картера двигателя и всех узлов, содержащихся в нем.

Картер (кривошипная камера) – конструктивно-прочный отсек, в котором располагается коленчатый вал. Вне зависимости от количества цилиндров двигателя, в большинстве мотоциклетных конструкции картер выполняется в виде двух незеркальных половин, вместе образующих пару.

Каталитический нейтрализатор – устройство в выпускной системе ряда мотоциклов, которое преобразует некоторые токсичные компоненты отработанных газов в веществе, менее вредные для окружающей среды.

Катающаяся пара – склонность некоторых поршневых двигателей к образованию такого сочетания перемещения П.Д.М., при котором происходит раскачивание машины.

Кик-стартер – рычаг для запуска двигателя, приводимый в действие ногой.

Киловольт – одна тысяча вольт, сокращено обозначается кВ.

Кинетическая энергия – энергия, связанная с движением тела, а не с его положением.

Клапан – устройство, при помощи которого можно управлять расходом жидкости или газа за счет открытия, закрытия или частичного прикрытия подвижным элементом одного или нескольких каналов или отверстий. В головке цилиндра применяются впускные и выпускные клапаны тарельчатого типа.

Клапанный механизм – узлы, представляющие собой механизм привода клапанов.

Клин – заклинивающее устройство. Часто применяется в муфтах стартера.

Клинообразный ремень – гибкий ремень, имеющий клинообразное сечение. Обычно имеет резинотканевую основу.

Коленчатый вал – кованый узел, использующий принцип эксцентрика (кривошипа) для преобразования возвратно-поступательного движения поршня двигателя во вращение.

Колесная база – расстояние между осями переднего и заднего колес.

Коллектор – элемент вращающегося якоря, по которому скользят щетки, позволяющий отбирать электроэнергию, вырабатываемую в якоре.

Колодка – жесткая деталь, служащая для прижатия к другой детали. Иногда, как в случае с тормозными колодками, покрытая фрикционным материалом.

Конденсатор – электрический прибор способный накапливать заряд и очень быстро разряжаться. Способствует уменьшению искрообразования между контактами традиционной (контактной) системы зажигания.

Коническая шестерня – шестерня с наклонными зубьями. Пара таких шестерен позволяет осуществлять привод под углом девяносто градусов.

Конический роликоподшипник – стальные ролики такого подшипника выполняется не цилиндрическими, а коническими, в результате этого такой роликоподшипник может воспринимать не только большую радиальную, но и осевую нагрузку.

Конический штифт – металлический палец, сведенный на конус, устанавливаемый на две (или более) детали до заклинивания в отверстие и фиксации всех деталей между собой.

Контактный прерыватель – электрический коммутатор, обеспечивающий коммутацию тока, создающего поле в первичной обмотке катушки зажигания. При резком прерывании этого тока происходит быстрое нарушение магнитного потока внутри катушки зажигания, приводящее к образованию тока высокого напряжения в ее вторичных обмотках.

Конусность – уменьшение диаметра по мере продвижения по длине детали.

Концентрический – принадлежащий общему центру.

Коренной подшипник – главный подшипник, на котором устанавливается деталь. Однако в основном этот термин используется исключительно для коленчатого вала.

Коробка передач – агрегат, содержащий узлы трансмиссии, который служит для изменения передаточного отношения. Даже тогда, когда вместо шестерен используются короткие цепи и звездочки, а также другие способы изменения передаточного отношения, все еще применяется термин «коробка передач».

Коромысло – деталь, шарнирно закрепленная посередине и передающая воздействие с одного конца на другой во встречном направлении. Коромысла могут передавать как тянущее, так и толкающее воздействие. У некоторых коромысел качающееся движение как таковое отсутствует, при этом они закреплены шарнирно с одного конца и не передают движение во встречном направлении.

Коронное зубчатое колесо – для мотоцикла, у которых привод заднего колеса осуществляется при помощи карданного вала, большее из двух зубчатых колес в паре редуктора. Меньшее называется шестерней.

Косозубые шестерни – зубья косозубых шестерен расположены под небольшим углом к осям вращения. При роботе таких шестерен уровень шума существенно ниже, чем у прямозубых передач. Обычно используются в первичной передачи.

Коэффициент – численное значение, используемое для перевода какого-либо параметра в другую систему.

Крестообразный клапан – вращающийся клапан, который располагается над цилиндром и управляет как процессом выпуска обработанных газов, так и впускном свежей смеси в четырехтактном цикле. Позволяет достигать высоких степеней сжатия, обеспечивает превосходный расход горючего и хорошую детонационоустойчивость.

Крыльчатка – приводное устройство, обеспечивающее циркуляцию охлаждающей жидкости через двигатель и радиатор для усиления естественного термосифонного эффекта. Обычно представляет собой насос центробежного типа.

Кулачковый (копирный) диск – плоская или слегка изогнутая пластина с пазами, в которых могут перемешиваться шрифты для преобразования вращательного движения в поступальное, например, для привода механизма переключения передач (по такому принципу выполнены вилки и диск переключения передач, при помощи которых изменяют передаточное отношение коробки передач).

Л

LCD – сокращенное обозначение жидкокристаллического индикатора (ЖКИ)

LED – сокращенное название светодиода.

LT (низковольтный) – термин, применяющийся по отношению к электрической цепи от источника питания до первичной обмотки катушки зажигания.

Лепестковый клапан – клапан, функционирующий подобно лепестку, который открывается и закрывается под воздействием давления. Сохраняет работоспособность при крайне высоких скоростях.

Литраж – объем двигателя, или объем, вытесняемый поршнем.

Лямбда зонд – датчик, устанавливаемый в выпускную систему для измерения содержания кислорода в отработанных газах (коэффициента избытка воздуха).

Люфт – величина перемешивания между узлами, находящимися в зацеплении, когда один из них зафиксирован. Обычно используется в отношении зубьев шестерен.

М

Магнетизм – свойство, которым обладают некоторые материалы, выражающееся в способности притягивать или отталкивать в зависимости от полярности. Имеет некоторое сходство с электричеством.

Магнето – автономный прибор для получения искры, содержащий первичную и вторичную (НТ) обмотки и не требующий внешнего источника питания.

Масло с двумя маркировками (универсальное, всесезонное масло) – масло, вязкость которого лежит в широких пределах (например, 10W40). Буква W относится к зимним условиям, следовательно, вязкость масла меняется от SAE10 при низких температурах до SAE40 при высоких.

Масло с единственной маркировкой – масло, вязкость которого находится в пределах, заданных SAE для масел с единственной маркировкой.

Масляное охлаждение – использование масла в качестве хладагента для отвода тепла от нагретого узла в окружающую среду (в атмосферу или в более холодную часть двигателя).

Масляный насос – устройство с механическим приводом, служащее для распределения масла по четырехтактному двигателю или нагнетания масла в двухтактном.

Маховик – вращающаяся деталь значительной массы и радиуса, применяющаяся для сглаживания импульсов и накопления энергии.

Механизм газораспределения с одним верхним распредвалом (SOHC) – механизм газораспределением, в котором привод впускных и выпускных клапанов осуществляется через коромысла от одного верхнего распредвала.

Минус на массе – использование массы (рамы) мотоцикла в качестве отрицательного проводника в цепи. Иными словами, при такой схеме отрицательный или минусовой вывод батареи присоединен к массе.

Мокрая гильза – гильза, расположенная в блоке цилиндра так, что внешняя поверхность гильзы оказывается в непосредственном контакте с охлаждающей жидкостью.

Мокрый картер – традиционная система смазки четырехтактного двигателя, при которой масло хранится в поддоне, привинченном к нижней части картера.

Момент – крутящее усилие относительно вала, измеряемое в Н*м, кгс*м или lbf ft. Используется для обозначения усилия затяжки, необходимого для обеспечения требуемой плотности соединения.

Моноамортизатор – единственный пружиногидравлический элемент подвески, связывающий рычаг или систему рычагов подвески с рамой.

Моноблочная конструкция – двигатель и трансмиссия, выполненные в виде единого агрегата и располагающиеся в общем картере.

Мощностной диапазон – область частот вращения, в которой двигатель вырабатывает действительно полезную мощность, в отличии от скоростей вне этого диапазона, при которых мощность двигателя значительно ниже.

Н

Нагнетатель – насос для увеличения количества смеси, подаваемой в двигатель. На сленге –наддув.

Насос – устройство для нагнетания в контур масла, охлаждающей жидкости или топлива под высоким давлением.

Натяжной ролик – колесико, находящиеся в непосредственном контакте с цепью или ремнем и расположенное между центрами звездочек или шкивов. Применяется для регулировки натяжения приводной цепи или ремня.

Не железосодержащий (цветной) – сплав, который не содержит железа.

Необслуживаемая батарея (MF) – герметическая батарея, не требующая доливки электротоплива или дистиллированной воды.

Неподрессоренные массы – все, что не опирается на подвеску мотоцикла (то есть колеса, шины, тормоза, главная передача и нижняя (подвижная) часть подвески).

Нижние (боковые) клапаны (SV) – схема газораспределительного механизма, при которой клапанный механизм располагается не сверху, а сбоку от цилиндра.

Нижняя головка шатуна – большая головка шатуна, сопряженная с пальцем кривошипа (шатунной шейкой коленчатого вала). В сопряжении нижней головки шатуна с коленчатым валом обычно используется подшипники скольжения или подшипники качения с сепаратором.

Нижняя мертвая точка (НМТ) – используется для обозначения крайнего нижнего положения поршня в цилиндре.

Нить накалывания – проволока, обладающая электрическим сопротивлением, раскаляющаяся при пропускании через нее соответствующего электрического тока, и как следствие, вырабатывающая свет.

Н/м (нью

О

Об/мин – единица измерения частоты вращения.

Обмотка – витки провода, намотанные на сердечник для создания магнитного поля или получения электричества.

Обод – в случае колеса – часть, на которую устанавливается шина.

Объем пространство, заполненное газом или жидкостью, обычно измеряется в кубических сантиметрах (куб.см.).

Объем камеры сгорания – пространство внутри камеры сгорания при нахождении поршня в верхней мертвой точке с учетом половины объема резьбового отверстия свечи зажигания.

Однопроводная схема с использованием массы – электрическая цепь, в которой в качестве второго провода выступает масса мотоцикла, по которой электрический ток возвращается в батарею.

Одометр – счетчик пройденного расстояния.

Октан – бесцветный, воспламеняющийся углеводород, который является составной частью топлива (бензина).

Октавное число – число, определяющее количество октана в топливе. Используется как показатель стойкости топлива к детонации. Чем больше октановое число, тем выше детонационостойкость топлива.

Ом – единица измерения электрического сопротивления. 1см (сопротивление)= 1 вольт (напряжение)/ 1 ампер (ток).

Опережение зажигания – смещение момента искрообразования от ВМТ при повышении частоты вращения двигателя. Осуществляется механически (ATU) на двигателях ранних конструкций или с помощью электронного блока управления зажиганием на более поздних двигателях.

Опорная поверхность – рабочая поверхность поршня, подшипника, прокладки и т.д., которая воспринимает осевую нагрузку и воздействие трения.

Оребрение – многочисленные тонкие, но широкие пластинчатые выступы. Применяется для отвода тепла. Часто ребра используются для усиления, а иногда и в качестве декоративных элементов.

Ось – вал, на котором вращается колесо. Также – неподвижный стержень, относительно которого деталь вращается или качается по дуге.

Отдача – резкий возврат пружины в исходное статическое положение при ее освобождении.

Отношение – относительная степень сравнения двух вещей в количественном понимании. Часто приводится в виде дроби, в основании которой находится единица.

Очистка – удаления, в частности обработанных газов из цилиндра или масла из поддона двигателя с сухим картером.

П

PSI – английская единица измерения давления, сокращение для фунтов на квадратный дюйм.

Падающий поток – применительно к системам впуска двигателя – уклон впускного тракта, в том числе и карбюраторе, вниз.

Паразитная шестерня – шестерня, устанавливаемая между двумя другими, для обеспечения одинакового направления их вращения. Паразитная шестерня не изменяет передаточное отношение между этими шестернями.

Перевернутые вилки (вилки перевернутого типа) – подвижные наконечники (нижние трубы) такой вилки зажимаются в траверсах, а к неподвижным трубам (стойкам) крепится ось колеса. По сравнению с традиционными, вилки такого типа обладают меньшей неподрессоренной массой и большей жесткостью конструкции.

Передаточное число – отношение скоростей вращения любой пары сопряженных зубчатых колес или звездочек, определяемое из числа их зубьев. Например, передаточное отношение каждой пары шестерен в коробке передач или общее передаточное отношение трансмиссии.

Передняя вилка – телескопические трубы, которые содержат пружины и амортизаторы и используются в качестве передней подвески мотоцикла. У традиционных вилок внешние трубы располагаются внизу, соединяются с колесной осью и играют роль подвижного наконечника, перемещающегося по внутренним трубам, которые в верхней части фиксируются в траверсах.

Переключатель – устройство для замыкания или размыкания электрической цепи, обычно с механическим приводом.

Перекрытие клапанов – промежуток времени в углах поворота коленчатого вала, при котором одновременно открыты впускной и выпускной клапана.

Переменный ток – электрический ток с переменными полярностью и напряжением, периодически полностью меняющий свое направление. Ток такого типа вырабатывает генератор переменного тока (альтернатор). Часто используется сокращение «а.с.».

Перемычка – выпуклый участок между двумя пазами (например, между канавками под кольца в поршне).

Петлевая продувка Шнурла – схема продувки, использующейся в двухтактных двигателях с плоскими поршнями. Поступающая смесь направляется продувочным каналом таким образом, что делает петлю в верхней части цилиндра вдоль головки и спускается вниз к выпускному каналу, вытесняя остатки отработанных газов.

Печатная схема – дорожка для протекания электрического тока, нанесенная на изоляционный материал. Используется вместо проводов для соединения необходимых выводов. Печатная плата (РСВ) содержит множество печатных схем.

Плавкий предохранитель – электрическое устройство, защищающее цепь от случайной перегрузки. Чаще всего предохранитель содержит низкоплавкий металлический элемент, рассчитанный на перегорание при определенном электрическом токе и прерывании цепи.

Планетарный редуктор – система шестере

Добавить коментарий

Adblock
detector