Рост цен на горючее, и в особенности на дизельное топливо, давно привлекает всеобщее внимание, и вокруг дизельных технологий не стихают споры. В то же время сторонники «дизеля» приводят ряд аргументов в его пользу.
1. Дизельные двигатели по-прежнему потребляют меньше топлива, чем бензиновые
Несмотря на то, что современные технологии — например, прямой бензиновый впрыск и концепция минимизации — помогают и далее совершенствовать бензиновые двигатели, сокращая расход топлива, «дизели» по-прежнему превосходят их в этом отношении.
Современные «дизели» расходуют примерно на 30% меньше топлива, чем бензиновые моторы с прямым впрыском того же поколения. Дизельный автомобиль компакт-класса предыдущего поколения потреблял на 31% меньше горючего, чем бензиновый двигатель со впрыском через впускной коллектор. Дизели последнего поколения на 29% экономичнее бензиновых моторов с прямым впрыском, турбокомпрессором на выхлопных газах и уменьшенным литражом.
2. Дизельные двигатели экономичнее с точки зрения общих эксплуатационных издержек
Во многих классах автомобилей «дизель» по-прежнему лидирует с точки зрения общих годовых эксплуатационных издержек. Кроме того, давно известно, что выгода напрямую зависит от годового пробега машины: чем он выше, тем больше эффект низкого расхода горючего.
Это подтверждается рядом исследований: например, по данным немецкой автомобильной ассоциации ADAC, при годовом пробеге в 20 тыс. км «89% дизельных автомобилей более экономичны, чем их бензиновые аналоги».
3. Распространение «дизеля» помогает реализовывать программу по сокращению эмиссии CO2
Благодаря более низкому расходу топлива дизельные двигатели выбрасывают примерно на 25% меньше CO2, чем обычные бензиновые моторы.
Тенденция приобретать большие автомобили может положительно сказаться на балансе CO2 — многие из них оборудованы дизельными двигателями.
Автопроизводители смогут достигнуть целевых показателей ЕС по эмиссии CO2 (120 г/км) только в том случае, если дизельные модели сохранят или увеличат свою нынешнюю долю среди всех новых автомобилей в Европейском Союзе — около 50%.
4. Введение налога на CO2 — еще один экономический довод в пользу «дизеля»
Введение налога на эмиссию CO2 сделает дизельные автомобили еще более выгодными, так как они выбрасывают примерно на 25% меньше углекислого газа, чем бензиновые. Следовательно, владельцы дизельных машин заплатят меньший налог.
5. Дизельные двигатели продолжают совершенствоваться
Целый ряд решений вскоре позволит еще более сократить расход топлива и выбросы CO2 дизельных двигателей: по прогнозам инженеров «Bosch» — на 10% к 2012 году.
Сегодня предлагается целый ряд технологий для бензиновых и дизельных двигателей. Например, концепция минимизации позволяет уменьшать литраж без потери мощности, сокращая расход топлива и эмиссию в двигателях обоих типов. Тех же результатов помогает добиваться и технология «старт-стоп».
Иными словами, инженеры стремятся реализовать потенциал дальнейшего сокращения потребления горючего и объема вредных выбросов — как в дизельных, так и в бензиновых автомобилях. Обе технологии параллельно развиваются в этом направлении.
6. Дизельные автомобили укрепляют свои позиции на мировых рынках
Доля дизелей среди новых автомобилей в Западной Европе остается прежней по сравнению с 2006 и 2007 годами, а в Великобритании постепенно увеличивается. Резкий рост спроса на дизельные автомобили в последнее время наблюдается во Франции, где с 2008 года была введена система «бонус-малус», по которой покупатели машин с низкой эмиссией CO2 получают скидки.
С начала года доля дизелей среди новых автомобилей, регистрируемых во Франции, выросла примерно на 6 процентных пунктов — с 74% в 2007 году почти до 80%.
Рост популярности прямого бензинового впрыска никак не сказывается на распространении дизеля, но ведет к вытеснению впрыска через впускной коллектор.
Не европейские страны также стремятся к сокращению вредных выбросов автомобилей и расхода топлива, вводя соответствующие законодательные меры. Американские покупатели, например, все больше интересуются экономичными и экологически чистыми двигателями.
Кроме того, США стремятся сократить свою зависимость от импорта сырой нефти, и дизельные двигатели с их более низким расходом топлива могут сыграть ключевую роль в решении этой задачи. Специалисты ожидают, что к 2015 году дизельными моторами будут оснащены 15% всех новых легковых и легкогрузовых автомобилей в США.
7. Новые стандарты эмиссии не обязательно приведут к удорожанию дизельных автомобилей
Сокращение выбросов окиси азота в соответствии с нормами «Euro 5», вступающими в действие в Украине в 2014 году, вовсе не требует использования дорогостоящих технологий. Во многих случаях — в зависимости от класса автомобиля — современные технологии дизельного впрыска в сочетании с оптимизацией сгорания позволят выполнять даже нормы «Euro 6», причем без высокозатратной обработки выхлопных газов и других дополнительных затрат. Сейчас инженеры работают над созданием необходимого для этого оборудования.