В минувшую среду по всей России прокаталась волна протестов-стачек, в которой, по разным сведениям, приняло участие от 2 до 10 тысяч водителей-дальнобойщиков. Грузоперевозчики протестуют против антиконституционного введения дополнительной платы за проезд по федеральным трассам России.
Как ранее заявляли представители «Росавтодора», введение сбора позволит формировать специальный фонд, средства которого пойдут на ремонт дорог, которые, по их мнению, разбиваются не из-за низкого качества дорожного покрытия, а из-за грузовиков. Но в «Росавтодоре» так и не смогли ответить протестующим на вопрос о том, куда уходят поступления с налогов бизнесменов-грузоперевозчиков, включая транспортный, а также, зачем были введены акцизы на бензин и дизельное топливо, раз деньги на ремонт дорог приходится добывать таким весьма вульгарным способом.
В итоге в регионах России водители большегрузных автомобилей провели акции протеста против дополнительных поборов с грузовиков весом от 12 тонн, которые вводятся уже с этого воскресенья — с 15 ноября. Акции с участием сотен фур прошли на трассах Подмосковья, Красноярска, Омска, Новосибирска, Набережных Челнов, Иркутска, Липецка, Екатеринбурга, Оренбурга, Санкт-Петербурга, Рязани, Белгорода, Архангельска, Ростова, Каменск-Шахтинска, Таганрога, Ярославля, а также Башкирии, Ивановской области, Приморья, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Краснодара.
В одном только Новосибирске порядка 500 дальнобойщиков заняли обе обочины на федеральной трассе Р-254 в знак протеста против введения платы за проезд по федеральным трассам. Машины растянулись более чем на километр.
Более 200 водителей большегрузов встали на «аварийку» на трассе «Москва — Крым» в Белгородской области. Свободными для движения транспорта остались по одной полосе в каждом направлении. В случае введения сбора за проезд по федеральным трассам дальнобойщики обещают с 15 ноября вообще прекратить грузоперевозки.
Около 100 грузовиков выстроились вдоль ЕКАДа, выражая солидарность всероссийской акции протеста против введения антиконституционной платы за пользование федеральными трассами.
Около 100 грузовых и легковых автомобилей выстроились с включенными аварийными сигналами на обочине дороги на выезде из Ижевска. По данным МВД, общественный порядок во время акции протеста не нарушался. «Не допущено никакого перекрытия автотрасс, они постояли на обочине и разъехались», — пояснили в полиции.
Более 100 большегрузных фур встали вдоль обочин федеральной трассы «Кола» на выезде из Петрозаводска. Колонна автомобилей рядом с постом ГИБДД растянулась на полкилометра. Трассу в момент акции не перекрывали. На месте дежурили сотрудники ГИБДД и полиции. Нарушений общественного порядка зафиксировано не было.
В Тульской области участие в акции приняли несколько десятков большегрузных машин, выехавших на две федеральные трассы. Акция прошла на участке трассы «Крым» в Ленинском районе и на 222-м км трассы «Дон» в Богородицком районе.
Также акция протеста прошла в Костроме. Проблем и заторов на дороге в связи с акцией не возникло. Колонна из примерно 30 машин проехала от ТЦ «Коллаж» до мотеля в сторону Ярославля.
Около 50 машин — большегрузов и легковых автомобилей — приняли участие в акции протеста в Иваново. Грузовики собрались на улице Лежневской в областном центре, затем организованно выдвинулись в сторону Москвы, но на выезде из города были остановлены сотрудниками ГИБДД. Колонну развернули, поездка в Москву не состоялась.
В Краснодарском крае власти тоже не дали возможности дальнобойщикам «выпустить пар». Сотрудниками ГИБДД были составлены административные протоколы на водителей фур, которые попытались провести акцию протеста на трассе Краснодар — Кропоткин.
«В первой половине дня грузовики выстроились в линию по одной из крайних полос», — рассказали в МВД. На место выезжали руководители краевой полиции и администрации региона, движение по трассе не перекрывалось, добавил он. Проезжая часть была полностью освобождена в течение двух часов, сказал собеседник агентства.
Около полусотни дальнобойщиков собрали митинг в Ставрополе. Они выступили против введения системы взимания платы «Платон» для фур при проезде по федеральным автотрассам.
О «Платоне»
Напомним, что негодование в среде профессиональных водителей грузового коммерческого транспорта вызвало введение платы за проезд автомобилей: с 15 ноября 2015 года собственники грузовиков весом от 12 тонн обязаны платить по 3,5 рубля за каждый пройденный километр по федеральным трассам. Плата введена правительством еще постановлением от 14 июня 2013 года по инициативе Минтранса — в качестве возмещения вреда, который, по мнению чиновников, тяжелые грузовики наносят дорогам федерального значения. Деньги необходимо вносить предварительно перед поездкой (!), а маршрут движения водители фуры или транспортные компании обязаны согласовывать с частной коммерческой организацией ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», принадлежащей бизнесмену Игорю Ротенбергу. Предполагается, что ежегодные сборы составят порядка 50 миллиардов рублей, помимо этого структура Ротенберга будет дополнительно получать по 10,6 миллиардов рублей в год от государства.
Владелец ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» Игорь Ротенберг
В случае неуплаты денег за проезд в КоАП уже предусмотрены административные штрафы: для водителя грузовика — 5 тыс. рублей; для должностных лиц, ответственных за движение транспортного средства, — 40 тыс. рублей; для ИП — 40 тыс. рублей; для юрлиц — 450 тыс. Повторное нарушение повлечет штраф для должностных лиц в размере 50 тыс. рублей; для ИП — 50 тыс. рублей; для юрлиц — 1 млн.
Штрафы за неуплату сборов за проезд грузовиков по федеральным трассам будут взиматься в РФ с 1 мая 2016 года.
От налога на фуры подорожают продукты первой необходимости
«Сегодня нас просто вынуждают повысить цены на перевозки. За несколько лет выросла цена не только дизельного топлива, но и комплектующих для фур. Цены на перевозки все это время практически не менялись. Мы же все понимаем, что новый сбор мы просто вынуждены будет включить в стоимость услуг по перевозке грузов. Соответственно поставщики товаров заложат это в стоимость их для потребителей, в конечном итоге стоимость продуктов, товаров первой необходимости может вырасти в разы», — один из водителей, присоединившийся к акции протеста на трассе «Москва — Крым».
По словам другого водителя, чья машина стоит на трассе рядом с поворотом на село Терновка, 35 тысяч рублей транспортного налога, который он сегодня платит ежегодно, теперь придется платить каждый месяц. И из своего кармана такие убытки он покрыть не сможет: из 10 рублей, которые фактически зарабатывала на 1 км фура до нововведения водителям оставалось максимум 8 рублей с учетом всех издержек (налогов, топлива и амортизации авто), теперь водители будут зарабатывать не больше 5 рублей на 1 км.
Позиция правительства России
Вечером 11 ноября, когда акции протестов уже пошли на спад с критикой действия дальнобойщиков выступил Министр транспорта РФ Максим Соколов, который назвал прошедшие акции попыткой повлиять на давно принятое решение. По словам министра, такое решение было принято «не вчера и даже не позавчера».
Министр транспорта РФ Максим Соколов
«Но, как всегда у нас снег выпадает неожиданно, так и здесь получилось, что многие из частных, в основном, автоперевозчиков сейчас пытаются каким-то образом повлиять на давно уже принятые и фактически реализованные решения», — заявил глава Минтранса.