Настройка геометрии турбины на Ford Mondeo 4 поколения: как сделать самостоятельно шаг за шагом

Для автолюбителя нет ничего приятнее, чем слышать, как его «железный конь» урчит на зависть прохожим. Но со временем двигатель начинает терять былые обороты, и турбина перестает быть такой резвой, как в первые годы службы. Что делать в такой ситуации?

Конечно, можно пойти простым путем – заменить турбину или весь двигатель. Но это обойдется в круглую сумму, да и азарт настоящего автомастера требует решить проблему своими руками.

К счастью, в большинстве случаев достаточно лишь правильно настроить геометрию лопаток турбины – и ветер в лицо снова заставит улыбаться от удовольствия! Эта процедура вполне по плечу даже начинающему автолюбителю. Надо только четко знать алгоритм действий и иметь под рукой нужные инструменты.

Давайте разберемся, как именно настраивается геометрия турбины на примере популярной модели Ford Mondeo. Эти знания пригодятся и владельцам других автомобилей!

Подготовка к настройке

Прежде чем приступать к настройке геометрии турбины, необходимо убедиться в полной работоспособности системы турбонаддува:

  • проверить герметичность всех трубопроводов, отсутствие подсоса воздуха;
  • убедиться в исправности датчиков и электронного блока управления;
  • осмотреть состояние вакуумного насоса и актуатора геометрии турбины.

От работы этих элементов напрямую зависит результат настройки.

Для регулировки потребуются следующие инструменты:

  • ключ Т9 для регулировки упорного винта;
  • ключ для стопорной гайки штока актуатора;
  • диагностический сканер ELM327 и ноутбук с ПО;
  • манометр или вакууметр (опционально).

Приступаем к настройке!

Регулировка упорного винта

От высоты упорного винта зависит эффективность работы турбины на Форд Мондео на разных оборотах. Чем ниже высота — тем лучше производительность на низких оборотах, но возможно появление посторонних шумов.

Чтобы отрегулировать высоту упорного винта:

  1. Подсоединяем диагностический сканер к разъему ОBD2 в салоне автомобиля.
  2. Запускаем двигатель, открываем программу с показаниями датчиков.
  3. Фиксируем исходное значение положения VanePos геометрии турбины.
  4. Снимаем стопорную гайку упорного винта (доступ через сервисное окно).
  5. Поворачиваем винт на 1/4 или 1/2 оборота против часовой стрелки.
  6. Повторяем замеры VanePos на различных оборотах и записываем значения в таблицу.
  7. Выбираем оптимальную позицию по максимальной производительности на низких оборотах (до появления шумов).
  8. Закрепляем упорный винт и проверяем показания датчиков.

Теперь турбина будет эффективнее работать в нижнем и среднем диапазоне оборотов, а разгон станет более плавным.

Настройка длины штока актуатора

Длина штока актуатора определяет полный ход геометрии турбины.

Чтобы отрегулировать длину штока:

  1. Отсоединяем вакуумные трубки от актуатора.
  2. Снимаем стопорную гайку штока актуатора.
  3. Поворачиваем шток на 1/2 оборота в любую сторону.
  4. Заводим двигатель и смотрим показания VanePos (должно быть около 0%).
  5. Доворачиваем шток до значения VanePos 100-102%.
  6. Ставим на место стопорную гайку и вакуумные трубки.

Теперь актуатор будет обеспечивать полный ход геометрии турбины для эффективной работы во всем диапазоне оборотов.

Заключительная проверка

После всех манипуляций необходимо провести тест-драйв и убедиться в правильности настроек.

  • проверить плавность разгона автомобиля;
  • отследить показания датчиков (отсутствие ошибок и перегревов);
  • убедиться в отсутствии посторонних шумов.

При необходимости можно внести небольшую корректировку высоты упорного винта для доводки характеристик турбины.

Главное — не полениться сделать все по инструкции, тщательно подойти к настройке параметров и по возможности использовать специальное диагностическое оборудование. Это гарантирует получение желаемого результата.

Конечно, подобные эксперименты не всегда проходят гладко, особенно для новичков. Но зато после успешной настройки геометрии вы ощутите себя настоящим асом автотюнинга! А ваш «заряженный» автомобиль будет с благодарностью вознаграждать за потраченные усилия.