Китай невозможно просчитать. Аналитики берутся за это упражнение, как за штангу, и постоянно роняют ее себе на ноги, с той разницей, что грохота меньше и вопли не слышны. Аналитика, рвущего на себе галстук, посыпающего голову пеплом и прилюдно съедающего свой несбывшийся прогноз, видеть еще не приходилось. Равно как и сбывшихся прогнозов.
Как только китайское правительство отменило льготы, прижало пекинских водителей квотами ежегодного потребления, подняло налоги, так аналитики в строгих костюмах, с не менее строгими лицами, дружно навалились на клавиатуры и смастерили умозаключение о грядущем сокращении автомобильного рынка Китая и его откате на второе — третье место в мире. А тут китайцы поднатужились, и купили себе за март 1.3 миллиона автомобилей. Примечательно, что местная ассоциация автопроизводителей впервые отделила продажи бетономешалок, подъемных кранов и газонокосилок от легковых машин и дала более-менее честную цифру. Ну, а если по старинке, то есть собрать в единую кучу всю колесную технику, на покупку которой сподобилось местное население за март, то получилось бы 1.8 миллионов машин.
Аналитики попытались было сохранить невозмутимость лиц, ясность облика и былую значимость, старательно сложили первый квартал и все равно не получили долгожданного китайского разорения. За первый квартал Китай употребил 3.8 миллиона легковых автомобилей, обозначив прирост на +9.1%, а вместе с бетономешалками – все 5 миллионов, то есть +8.1%.
Главный раздражитель всемирной экономики – Америка — осталась второй. Как ни старались американцы, но за квартал они купили 3.6 миллиона автомобилей, то есть отстали от Китая на 200 тысяч. А в состязании за март разрыв и того меньше, всего в 50 тысяч автомобилей (1 млн. 246 тыс.).
Но парадокс американского поражения в том, что они все равно остались «при своих». Поскольку лидер китайского рынка ни кто иной, как американский GM. Показав радостный прирост в 1.3%, они продали китайцам за один месяц 233014 автомобилей. Остальные бренды, что местные, что иностранные, толпятся в итоговом протоколе месяца с большим отрывом где-то внизу, отстав от GM на порядок. Ближе всех к солнцу на пирамиду взобралась Honda, продав в четыре раза меньше — 58611 автомобилей. Рядышком пристроился Ford с достижением в 53440 машин, а еще где-то под ногами был замечен крупнейший гигант местной индустрии BYD, про которого местная Ассоциация автопроизводителей на всякий случай вежливо сообщила, что он сократил продажи на 41%.
Как и полагается любому документу любого китайского госоргана, отчет местной Ассоциации автопроизводителей заканчивается заклинаниями о грядущей победе Коммунистической партии и социалистической экономики. В автомобильной интерпретации это выглядит, как прогноз до конца года, о неизбежном первом месте при общем росте автомобильного рынка на +15%.
Пока китайцы гремят фанфарами и дудят в вувузелы, аналитики мужественно помалкивают, поскольку в этой стране никакие цифры проверить невозможно, а процент можно нарисовать любой.
Тем временем, на американском рынке седьмой месяц подряд наблюдается рост. В марте количество реализованных автомобилей достигло 1 246 668 штук, что на 17% больше, чем в прошлом году. Прирост по сравнению с прошлым месяцем составил 253 133 машины. Это самый высокий результат с 2009 года, когда действовала программа «Наличные за автохлам».