Власть потихоньку стала подозревать, что с дорогами в стране что-то не так. По официальным данным, шоссе у нас многочисленны и всегда в отличном состоянии, денег на них отпускаются миллиарды, переходящие в триллионы, а в телевизоре под каждую смену сезона красуются лица с докладом о полной готовности к чему угодно – в диапазоне от снегопада до нашествия дачников. Но все равно ездить по дорогам почему-то не получается. Да и картина общего благолепия медленно распадается на отдельные эпизоды неприглядной действительности.
То Путин на желтой «Калине» невпопад заметит, что за 44 года трасса «Амур» обветшала и требует реконструкции, а в живых остались только свежесданные в эксплуатацию к его приезду участки. Или Минтранс с Росавтодором вводят запрет на проезд грузовиков по всей стране в период таяния снега и асфальта, попутно обсуждая законодательную возможность запрета еще и летней езды. А то центр «За безопасность российских дорог» так некстати отчитается по итогам 2010 года, сообщив, что доля ДТП из-за неудовлетворительного состояния дорог увеличилась с 18,7 до 21 процента. Внезапно народ начинает выигрывать суды, получая компенсацию за убитых родственников, автомобили которых погибли вместе с хозяевами в ямах, и уже есть одно вовсе удивительное дело, когда жителю Тульской области выплатили 300 000 рублей за неубранный на тротуаре снег. А параллельно тихим фоном по информационным лентам крадутся сообщения со всех концов нашей необъятной и неубранной Родины об административных взысканиях за плохо выполненную работу, наложенных милицией на начальников дорожных ремонтно-строительных управлений. Картина получается пестрая, безрадостная и повсеместная.
Тут еще Всемирный банк полез разбираться с русской действительностью и осчастливил глубокомысленным докладом. И вроде бы доклад был совсем про другое – про экономику, но банкиры зачем-то увязали состояние нашей экономики с дорогами и сообщили, что «Более 50% федеральной дорожной сети не удовлетворяет нормативным требованиям по ровности и прочности дорожного покрытия». Попутно пнули отечественные устаревшие нормативы и полное отсутствие текущего содержания, нагло заявив, что наши дороги – самые дорогие, мы на текущий и капитальный ремонт тратим от 27 до 55 тысяч долларов на 1 километр, хотя в сопоставимой Финляндии то же самое стоит лишь $9442. Нам даже причину подсказали – «отсутствие конкуренции, утечка средств и коррупция». Банкиры хоть и заграничные, а попали в ту самую точку напряженности.
Вслед за банком, в стране внезапно обозначились хорошо организованные дальнобойщики, подавшие челобитную президенту с просьбой унять Минтранс с Росавтодором и все-таки позволить грузовикам ездить по стране даже в случае весны. Ответ получили почему-то не они, а Всемирный Банк, которому Росавтодор отписался в стиле «Сам дурак».
В общем, кажется, с дорогами у нас действительно что-то не то. Ни мы, ни иностранцы проехать не могут. А вот что делать — опять непонятно.
Автор: Сергей Асланян