Рынок автомобилей в России серьезно затормозил в темпах роста. Об этом свидетельствует статистика продаж, опубликованная Комитетом производителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
По данным АЕБ, в марте нынешнего года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России выросли на 13% по сравнению с мартом 2011 г., а за первый квартал — на 19% по отношению к январю-марту 2011 г. В общей сложности за минувший месяц в РФ было реализовано 252 816 новых авто и 614 273 машины — за первый квартал текущего года. Стоит напомнить, что в феврале российский автомобильный рынок вырос на 25% в годовом исчислении, в январе — на 20%, а по итогам 2011 года рост составил 39%.
При этом, судя по отчету АЕБ, результаты ощутимо разнятся от марки к марке. Если продажи люксовых брендов (за исключением «ушедшего в минус» Lexus) росли значительно быстрее рынка (например, Audi и Land Rover прибавили, соответственно, 63% и 62%; у Jaguar — плюс 65%, у Porsche — плюс 76%), то многие известные представители массового сегмента понесли серьезные потери.
Так, у Honda продажи в первом квартале «просели» на 26%, результат Suzuki — минус 19%, на 10% меньше машин, чем в январе-марте 2011 г., реализовала у нас компания Mitsubishi, на 22% ухудшились показатели у Daewoo. Хуже, чем в прошлом году, обстоят дела и у родного АвтоВАЗа: минус 15% в годовом исчислении. К тому же Hyundai Solaris активно вытесняет популярные Лады с верхних строчек рейтинга продаж и вот-вот станет не только самой продаваемой иномаркой, но и самым популярным автомобилем в России!
О том, что потребительский бум, наблюдавшийся на нашем рынке в 2007 и первом полугодии 2010 гг., может смениться потерей темпов роста, а то и вовсе стагнацией, не так давно предупреждал эксперт PwC в России Стэнли Рут. По мнению аналитика, в 2012 году статистику продаж серьезно ухудшат рост ставок по автокредитам (в первую очередь – на автомобили, участвовавшие в программе льготного кредитования), окончание программы утилизации, волатильность (изменчивость) валютных курсов, нестабильность в еврозоне. Базовый прогноз эксперта на текущий год — 2,3 млн проданных в РФ новых авто (–8% к уровню 2011 г.).
Представители АЕБ более оптимистичны в прогнозах. По мнению председателя Комитета автопроизводителей Ассоциации Дэвида Томаса, то, что в марте продажи новых машин в РФ росли медленнее, чем в первые два месяца нынешнего года, – признак «нормализации рынка, связанной с сокращением запасов автомобилей, произведенных в 2011 году, и ростом поставок моделей, выпущенных в 2012 г.»
По словам Д. Томаса, показатель в 19% роста в первом квартале «является обнадеживающим». «На данный момент Комитет автопроизводителей придерживается своего прогноза относительно объема рынка, который составит 2,8 млн автомобилей в 2012 году. Но в случае изменений пересмотрит его в течение апреля», – резюмирует глава Комитета автопроизводителей АЕБ.
10 самых продаваемых в России автомобилей в I квартале 2012 г. (данные АЕБ):