14 июня депутаты Государственной Думы приняли во втором чтении проект Федерального закона «Об обязательном техническом осмотре транспортных средств в Российской Федерации». Ниже изложены основные моменты проекта.
Кто будет проводить техосмотр:
Проводить техосмотр будут аккредитованные технические центры (техсервисы, автоцентры, дилеры), так называемые операторы технического осмотра. Их аккредитацией будет заниматься Российский союз автостраховщиков (РСА), а правила аккредитации установит Минэкономразвития. Устанавливается переходный период в 2 года, когда ТО можно будет пройти и в ГИБДД. В дальнейшем, ГИБДД лишиться этой функции.
Решение о выдаче талона ТО будет принимать технический эксперт, который проводил осмотр автомобиля. Талон технического осмотра может выдаваться в форме электронного документа. Материальная ответственность за исправность автомобиля теперь будет ложиться на плечи оператора. Так, если техэксперт выдал талон ТО, а затем случилось ДТП из-за неисправности автомобиля, то оператор технического осмотра должен возместить в полном объеме вред, причиненный владельцу транспортного средства или страховой компании.
Переодичность:
Устанавливается и периодичность прохождения ТО – оно сохраняется прежним: автомашины массой до 3,5 т первые 3 года ТО не проходят, машины со сроком эксплуатации от 3 до 7 лет — раз в 2 года, далее — ежегодно. Такси, автобусы и машины, предназначенные для перевозки более 8 пассажиров или опасных грузов, — каждые 6 месяцев.
Стоимость:
Законопроектом определяется, что предельные тарифы и методику расчета цен на услуги технических центров установит Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Каждый регион сможет регулировать эти тарифы, правда, только в сторону понижения. Однако, по мнению главы комитета Госдумы по транспорту Сергея Шишкарева, цены на ТО поднимуться до 3 тыс.руб. В настоящее время стоимость техосмотра легкового автомобиля в Москве составляет 690 руб., грузового автомобиля массой до 3,5 т – 790 руб., массой от 3,5 до 12 т – 1,06 тыс.руб.
При этом, на переходный период цены за процедуру ТО в ныне существующих центрах останутся прежними и составят порядка 700 рублей. Коммерческие операторы же будут работать по новым правилам и оказывать автовладельцам эту услугу, соответственно, уже по новым расценкам. Несмотря на ощутимое преимущество в стоимости техосмотра на пунктах ТО при ГИБДД, в комитете считают, что и коммерческие операторы не останутся без клиентов, потому как автовладельцы предпочтут пройти техосмотр без очередей и с комфортом.
«Повторный технический осмотр будет проводиться за плату, размер которой определяется объемом выполненных работ, но не может превышать предельный размер платы за проведение технического осмотра».
Прочее:
Законопроектом штраф за управление автомобилем, не прошедшим техосмотр, отменяется. Санкции в виде штрафа от 500 до 800 рублей сохранятся только для водителей такси и пассажирского транспорта. За отсутствие талона техосмотра (сейчас штраф 100 рублей) также штрафовать не будут. Примечательно, что, согласно новой редакции КоАП, гаишники больше не смогут снимать номера за отсутствие техосмотра. Однако, по закону «О полиции», за стражами порядка сохранится право запретить эксплуатацию такого автомобиля.
Законодательно закрепляется объявленная правительством амнистия по прохождению техосмотра для автовладельцев, не прошедших его в 2011 году.
Сроки вступления в силу:
Вступление закона после одобрения и подписания намечено на 1 января 2012 года. При этом, как заявили в комитете транспорта Госдумы, 15 июня документ будет рассмотрен в третьем чтении. Так, что в ближайший месяц документ, скорее всего, будет подписан президентом.
При цене ТО в 1,5-3 тыс.руб. консервативно рынок данного вида услуг (не считая технических работ на исправление неисправностей при проведении ТО) составит $1,5 – 2,5 млрд. ежегодно. Причем, центральное место в системе техосмотра, по новому законодательству, вместо ГИБДД займут страховые компании. Скорее всего, при утверждении тарифов по ТО ежегодно будет такая же «возня», как и при утверждении размера ОСАГО (к тому же, страховщики получат кучу статистики по качеству нашего автопарка).
Вопросы остаются в количестве операторов ТО, которые пройдут аттестацию РСА и злоупотреблениях со стороны операторов по «раскрутке» автовладельцев на устранение неполадок при проведении ТО. В любом случае, будет быстрее, но дороже.