Теоретически, тормозные диски настолько прочнее колодок, что менять их можно раза в 2 – 3 реже. Но на самом деле именно диски могут выйти из строя гораздо раньше, чем колодки успеют отслужить свое.
Дело в том, самый распространенный материал, используемый для дисков – чугун. Металл в целом прочный, но плохо переносит перепады температур, так что если доведется резко затормозить, а потом все-таки въехать в глубокую лужу, то диск, скорее всего, будет серьезно поврежден.
Раскаленный при торможении металл в воде резко охлаждается, от чего теряет свою форму, на его поверхности появляются волнообразные неровности – коробление.
Понять, что произошло именно это можно по легкой вибрации руля, которая возникает, если хотя бы слегка нажать на педаль тормоза. При отпускании педали такая вибрация исчезает.
Альтернатива чугуну – композитные и керамические материалы, они служат дольше и надежнее, но и стоят гораздо дороже.
Проверка дисков
Когда приходит время менять колодки, необходимо осмотреть и диски тоже, в сервис Бриллианс это включено. Если они идеально гладкие, без волн, трещин или других повреждений, то здесь все хорошо. Осталось только обратить внимание на остаточную толщину – то есть, в процессе работы тормозные диски стираются, становясь все тоньше и тоньше. Когда таким образом сточится около 50 %, менять придется в любом случае: тонкий диск становится хрупким и ненадежным.
Если же повреждения невелики, а запас толщины еще есть, то можно попробовать обратиться в сервис, чтобы там проточили такие диски до нормального рабочего состояния. В этом случае с поверхности просто снимается верхний, поврежденный и покоробленный слой.
Делается это на специальном оборудовании и, что самое важное, диски всегда протачиваются попарно, чтобы оба колеса оставались абсолютно одинаковыми и не давали никаких сбоев при торможении.
Если было обнаружено коробление, то колодки, скорее всего, придется менять в любом случае, коробление их всегда серьезно повреждает. При плановой замене колодок, небольшая проточка дисков даже рекомендуется. Это выходит экономнее полной замены дисков, а также надежнее и безопаснее, чем покупка тех же деталей только от сторонних производителей и за меньшую цену.
Не стоит также пытаться проточить диск самостоятельно, например, на токарном станке. Такое оборудование не может позволить выполнить работу достаточно точно, к тому же диски обязательно точить исключительно попарно, а не по одному.
В автосервисе все необходимое, как правило, есть, и диски там точат попарно, даже не снимая их с автомобиля.