Ульяновскому автомобильному заводу исполняется 75 лет. В честь этого события на официальном сайте производителя был размещен специальный раздел с уникальными фактами и фотографиями из жизни завода и его детищ.
В разделе собраны исторические фотографии, выдержки из воспоминаний водителей-испытателей и инженеров, сведения о малоизвестных страницах истории предприятия. Героями зарисовок стали известные всем российским автомобилистам УАЗ-469 (ныне «Хантер») и «буханка».
Отметим, что официальный день рождения завода – 30 ноября. За 75 лет УАЗ выпустил более 4,5 миллиона автомобилей более 250 модификаций и экспортировал их на территории 130 стран мира. На сегодняшний день в линейке марки шесть моделей и около сотни их модификаций.
Начало: «УАЗу – 75: Уникальные фотографии и факты из жизни ульяновского автозавода»
Электромобили УАЗ
Самая первая модель Ульяновского электромобиля УАЗ-450ЭМ была разработана в 1959 году на базе серийного УАЗ-450 и УАЗ-450А. Предназначалась она для обслуживания аэродромов. На электромобилях применялись тяговые аккумуляторные батареи, разбитые на 2 секции, установленные под полом кузова по обоим бортам в специальных ящиках.
В конце 1975 года Минавтопром поручил нашему заводу разработку электромобиля на переменном токе на базе УАЗ-451.Такому электромобилю не нужно зарядных станций постоянного тока. Радиус действия в пределах крупного населённого пункта не ограничен. Вёл эту работу талантливый инженер В. А. Кузнецов. Поначалу они выглядели довольно неуклюже с их громоздким электродвигателем, смонтированным в моторном отсеке, и подвешенным под кузов 600-килограммовым блоком батарей. Сказывалось отсутствие опыта у конструкторов и сжатые сроки изготовления первых образцов. Но это были только первые шаги.
В. А. Кузнецов вспоминает долгие недели поисков оптимального устройства электромобиля, горячие споры вокруг принципов компоновки основных узлов и механизмов. Где расположить громоздкий и тяжелый блок питания? — вот что было главным вопросом. Иногда инструкторам казалось, что они зашли в тупик, что выхода нет. Но решение, конечно, нашлось. Было предложено положить свинцово-кислотные батареи на дно кузова. Чтобы изолировать их как можно надежнее, сверху сделали второй пол. Это дало возможность пустить в ход и систему эффективной вентиляции.
Если сначала разработкой электромобиля занималась лишь небольшая группа энтузиастов, то позже на заводе были созданы конструкторский отдел электромобилей, специальная лаборатория и научно-исследовательское бюро.
Первая партия электромобилей УАЗ-451 МИ успешно прошла цикл испытаний на полигоне НАМИ и опытную эксплуатацию на улицах столицы. Незадолго до этого «Ульяновская правда» писала в статье «Есть электромобиль!».
С тех пор практически каждая партия электромобилей с маркой УАЗ была в чем-то совершеннее предыдущей. Машины 1983 года имели более экономичную и надежную систему электропривода, а электрический блок управления на интегральных микросхемах обеспечивал наиболее экономный режим движения. Световое табло давало полную информацию об исправности всех электронных систем. Подзарядить аккумуляторы можно было от любой промышленной линии переменного тока при стоянке под погрузкой или в обеденный перерыв водителя.
Водоплавающий «Ягуар»
В 1977 году поступило предложение заключить договор на разработку автомобиля «Ягуар» (тогда оно было секретным). Под этим шифром значился плавающий автомобиль на базе УАЗ-469.
Плавающий автомобиль назвали «Ягуар», в честь единственного животного из семейства кошачьих, которое не боится воды и достаточно хорошо плавает.
Из архивных данных: «Завод подписал договор. Мы никогда не делали таких автомобилей, но это было ново и интересно, а сил у нас было достаточно.
Только в начале разработок я спросил у представителей заказчика: „Вы хотите иметь катер, который может ездить по суше или автомобиль, который может плавать?“. Ответ последовал незамедлительно: „Автомобиль“.
Так началась разработка „Ягуара“. В первую очередь разработали отбор мощности на два входных винта, их установку и сами винты. Они располагались перед задним мостом. Построили макет способный плавать (в габаритах предполагаемого автомобиля) — нужно было проверить компоновочные решения и определить развесовку, чтобы автомобиль на плаву не имел дифферента на перед. Запустили его сначала в бассейн танкового училища, а затем в Волгу. Все получилось удачно, хотя проблем впереди еще было много. В этих трудах конструкторы-разработчики и испытатели провели 1977 год и начало 1978-го, в середине которого сменился директор завода. Новый руководитель категорично заявил, что плавающим автомобилем заниматься не будут. Активные разработки не представлялись возможными, но мы продолжали работать над „Ягуаром“. Создавался облик машины, разрабатывались системы. А позднее мы получили от директора срочное задание доделать „Ягуар“.
Были разработаны все узлы и системы для водоходности. Система водоотлива, лебедка для самовытаскивания, отборы мощности. Серьезной проблемой был кузов. Он имел две двери с уплотнением, не пропускавшим воду, днище для плавания, пол для выполнения жизни и работы на земле. Но самая каверзная задача состояла в обеспечении охлаждения двигателя и всех агрегатов трансмиссии, нагревающихся при длительной работе в замкнутом пространстве. Было много экспериментов и идей. Все они проверялись на образцах и на плаву, и на дорогах. Хорошую службу сослужили водители-испытатели, которые предложили изменить поток воздуха не спереди на двигатель и далее горячий на агрегаты, а из „трюма“ на двигатель и радиатор. Кроме того, дополнительный воздух забирался из зоны давления перед лобовым стеклом, и весь горячий воздух выбрасывался вверх в передней части корпуса в зоне разрежения. Решение этого вопроса сделало наш „Ягуар“ жизнеспособным во всех условиях эксплуатации и в Каракумах, и на Памире, и в Якутии. На плаву он мог находиться неограниченное время и проходил на испытаниях многие километры по рекам. Своим ходом он добрался вплавь по Волге от Ульяновска до Астрахани.
При испытаниях „Ягуар“ показал лучшую маневренность, чем у специальных водоходных судов, сохранил способность движения до 8 км/час, а на суше развивал скорость до 100 км/час. А при испытаниях ударом ядерной взрывной волны на спец. полигоне, сохранил способность к выполнению боевой задачи.
В 1981 году были построены образцы для приемочных испытаний, а в следующем году сданы заказчику. В 1983 году конструкторская документация выдана в подготовку производства. „Ягуар“ был принят на вооружение Советской Армии. Началось строительство производственного корпуса, но грянула перестройка и „Ягуар“ поставили в музей.
В заключении хочу сказать, что разработка „Ягуара“ была творческим порывом конструкторов, экспериментаторов и испытателей. Они показали, что могут создать автомобиль, какого не было ни в одной армии мира».
Марторелли
В Италии в 60-е годы появилась мода на «русский джип». Владельцы известной в Италии фирмы «Марброз» братья Марторелли — одни из тех, кто заразил итальянцев страстью к вездеходам. Все Марторелли были заядлыми спортсменами, участвовали в гонках и автокроссах. Их команда с 1971 года не выходила из списка сильнейших в Италии.
1972 год. Холод и грязь первого зимнего ралли для полноприводных автомобилей. 26 экипажей отправились на гонки, организованные спортклубом г. Маджора. Трасса была крайне тяжелой, с глубокими бродами и трудными участками по руслу ручья, усеянного каменистыми перекатами… Выиграл Луиджи Марторелли на ГАЗ-69 м.
В 1982 году УАЗ-469-Б занял абсолютное первое место в национальном чемпионате в классе полноприводных автомобилей с дизельным двигателем. В 1983 году — второе место в общем зачете и первое место в своем классе. По результатам итальянского чемпионата 1984 года 1-е место досталось УАЗ-469-Б.
В 1992 году Филипп Марторелли на 469-м УАЗе стал абсолютным чемпионом Италии по автогонкам.
UAZ SPORT DIVIZION впервые приняла участие в ралли «Шелковый путь»
3 сентября 2009 года официальная команда Ульяновского автомобильного завода финишировала в Ашхабаде, конечной точке маршрута ралли серии «Дакар».
Команда, выступавшая на UAZ Patriot в классе Т1.1., заняла в зачете «автомобили» 21 место, оставив позади 13 соперников. В общем зачете автомобиль из Ульяновска пришел 34 м, обойдя 36 других внедорожников и грузовиков. Победителем в категории «автомобили» стал Карлос Сайнц, первое место в категории «грузовики» заняла команда Фирдауса Кабирова.
В Ашхабаде финишировало всего 50 экипажей автомобилей и грузовиков, преодолевших всю трассу. В ходе гонки с дистанции сошло 17 автомобилей и 4 грузовика.
Команда UAZ Sport Division впервые участвует в ралли международного уровня и показывает достойный результат, померившись силами с опытными пилотами не только специально подготовленных внедорожников, но и грузовиков.
Стартовав из Казани, команда UAZ Sport Division преодолела трассу протяженностью в 4500 км, часть из которой пролегало по пескам пустыни Кара-Кум. Несмотря на тяжелейшие условия, в которых проходили соревнования, автомобиль UAZ Patriot ни разу не подвел команду и доехал до финиша без замены агрегатов и узлов.
«Это первая серьезная гонка для нашей команды на длинной дистанции, однако мы даже не ожидали, что мы так легко пройдем сложнейший участок с песчаными барханами, — говорит пилот команды UAZ Sport Division Биньямин Джепаев. — Мы очень довольны результатом и считаем, что составили достойную конкуренцию участникам гонки».
УАЗ-469 установил мировой рекорд
3 июня 2010 года УАЗ-469 установил мировой рекорд по вместимости легкового автомобиля. Внутри внедорожника одновременно поместилось 32 человека, примерно столько пассажирских мест размещено в рейсовом автобусе. Общий вес пассажиров вместе с водителем составил 1900 кг, что соответствует весу африканского слона.
УАЗ 469 с полной загрузкой проехал 10 м, как того требуют условия установления мирового рекорда.
Рекорд зарегистрировало Международное агентство рекордов и достижений. Фотографии и видеоматериалы, свидетельствующие об установлении рекорда, также будут направлены во Всемирное издание «Книги рекордов Гиннеса».
В подготовке и установлении рекорда принимали участие студенты и преподаватели Государственного училища циркового и Эстрадного искусства имени М. Н. Румянцева. Предыдущий рекорд принадлежит седану KIA Spectra, который смог вместить 23 человека.
UAZ Sport Division на Шелковом пути
Беньямин Джепаев на автомобиле UAZ Pickup занял пятое место в общем зачете внедорожников, став первым российским экипажем, составившим конкуренцию зарубежным заводским командам.
В субботу, в Сочи, столице зимних Олимпийских игр 2014 года, участники Международного ралли «Шелковый путь» 2010 серии Дакар пересекли финишную черту соревнования.
Спортсмен официальной команды Ульяновского автомобильного завода UAZ Sport Division Биньямин Джепаев в напряженной борьбе с главными претендентами на победу — известными всему миру гонщиками Карлосом Сайнсом и Нассером Аль Аттия (команда Volkswagen) занял пятую позицию в турнирной таблице ралли.
Стандартно-серийный автомобиль UAZ Pickup, на котором выступал заводской экипаж, уверенно преодолел сложнейшую дистанцию, позволив спортсменам занять достойное место в пятерке лучших.
На старт ралли, который состоялся 11 сентября в Санкт-Петербурге, вышли участники из 25 стран мира, среди которых команды из Нидерландов, Франции, Чехии, Польши и Израиля (43 легковых автомобиля и 16 грузовиков). В течение 8 дней экипажи упорно боролись за победу. Маршрут сложной гонки пролегал по степям, пескам, сочетал различные дорожные покрытия и жесткое бездорожье. Экипажи-участники преодолели степи, пески, горные и лесные дороги, броды, для прохождения которых требовались высокая техника пилотирования и навыки в области навигации. Всего спортсмены проехали 2014 км, чтобы, наконец, оказаться на берегу Черного моря. Победителей и участников главного события в мире автоспорта лично поздравил премьер-министр РФ Владимир Путин.
По словам пилота официальной команды ОАО «УАЗ» Беньямина Джепаева, новая модель Ульяновского автомобильного завода UAZ Pickup достойно показала себя в жестких условиях экстремальной гонки. «В прошлом году мы впервые участвовали в международном марафоне „Шелковый путь“ и заняли 21 место в общем зачете среди легковых автомобилей. Полученный опыт и тщательная техническая подготовка автомобиля и команды позволили нам в этом году значительно улучшить результат и войти в десятку сильнейших».
УАЗ на Олимпийских играх в Сочи
Легендарный ульяновский автомобиль, именуемый в простонародье «буханкой», принял участие в церемонии закрытия XXII Олимпийских игр в Сочи. Это было ярким и запоминающимся зрелищем!
Олимпиада from Mikhail Zaborskikh on Vimeo.
УАЗ ПАТРИОТ: успешный дебют на Дакаре
Впервые российский внедорожник УАЗ ПАТРИОТ принял участие в легендарном марафоне Дакар
На тяжелейшем марафоне Дакар-2015, который проходил с 4 по 17 января 2015 года по территории Южной Америки, УАЗ ПАТРИОТ успешно прошел всю дистанцию гонки в качестве автомобиля сопровождения с журналистами и менеджерами Белгородской команды АСК «Вираж».
В марафоне принимал участие обновленный серийный УАЗ ПАТРИОТ, оснащенный бензиновым двигателем ЗМЗ. Для нового поколения УАЗ ПАТРИОТ участие в легендарном марафоне стало хорошим испытанием на надежность всех систем. Российский ПАТРИОТ успешно проявил себя на трассах Аргентины и Чили. При эксплуатации автомобиля с температурой воздуха за бортом +49С, системы кондиционирования и охлаждения двигателя отработали в штатном режиме. При прохождении через Анды предстояло подняться на уровень почти 5 000 метров над уровнем моря. Такая высота повлекла за собой работу экипажа в режиме повышенных нагрузок, но и это препятствие ПАТРИОТ преодолел с успехом.
Общий пробег УАЗ ПАТРИОТ на Дакаре составил порядка 14 000 км по абсолютно разному рельефу: пески, горы, пустыни, песчаные дюны. Средний расход топлива составил около 13л/100 км пути, что вполне приемлемо, с учетом четырех экспедиционных ящиков на крыше и нестандартных покрышек.
По итогам легендарного марафона Дакар, можно с уверенностью сказать, что серийный УАЗ ПАТРИОТ показал выдающиеся результаты, а также успешно справился со всеми сложностями во время дебютного участия в престижнейшей трансконтинентальной гонке.
За время участия в марафоне произошел курьезный случай. В первой половине пути участники остановились у одного из магазинов, чтобы пополнить запасы воды. Отсутствовали не более 10 минут. Выйдя из магазина, обнаружили, что с правой стороны автомобиля отсутствуют дверные ручки! Но это оказалось лишь малой потерей по сравнению с тем, что из экспедиционного багажника на крыше автомобиля исчез ящик с минимальным набором запчастей, взятых в поездку на случай непредвиденных поломок. Это означало, что команда осталась без единой запчасти на УАЗ Патриот, а впереди был сложный и непредсказуемый марафон. Нетрудно догадаться, что это было дело рук местных правонарушителей, которые, встав на ручки дверей, взяли из багажника то, что могли быстро унести. После произошедшего инцидента команда приняла решение не оставлять автомобиль. Но этот случай еще раз доказывает, что несмотря ни на что, УАЗ ПАТРИОТ показал достойные результаты и без поломок прошел всю дистанцию легендарной гонки.