Экскурсия по заводу Lamborghini стоит 39 евро. Водить зевак по предприятию в Сант-Агате итальянцы начали в апреле. У посетителей на время путешествия отбирают камеры и мобильники, но не надо воспринимать это как защиту производственных секретов. Осмотрев коммерческие тайны, ты понимаешь, что их здесь не больше, чем в детской поликлинике. Белые стены, вентиляционные трубы и стандартное, старенькое на вид оборудование — печи, автоклавы, станки, прессы. Просто, скромно, чисто. Ни одного робота, зато полно людей в чёрном — рабочих в форменной одежде.
Итальянцы показывают лабораторию и исследовательский центр, где они колдуют над композитными материалами. Хвастаются цехом, в котором изготавливают карбоновые монококи для Авентадора… По большей части всё это совершенно не впечатляет.
Не врут итальянцы про ручную работу — по-прежнему есть место хенд-мейду на производственных мощностях Lamborghini. Эти цеха сильно смахивают на обувную фабрику или на мастерскую по ремонту обуви. Похожи движения рук — ими прижимают, скручивают, придавливают. Абсолютно тот же невыносимо едкий запах клея, к которому на удивление быстро привыкаешь. То же соседство недоделанных и готовых изделий. Как в обувном ремонте, мастером с потупленным взором могут быть и кроткая девушка, и полная женщина, и мачо, и пожилой сеньор с лицом мафиози. Объединяют всех этих разных людей степенность, в которой мерещится гордость, и чёрная одежда с символикой Lamborghini. Такие рубашки стоят не одну сотню евро в здешнем фирменном магазине. В нём всё недёшево, включая дешёвые китайские игрушки.
Вообразите жирный блин в масле, покоящийся до поры до времени в холодильнике. В нужный момент этот блин смазывают вареньем и плотно укладывают на другой такой же жирный блин. Их спрессовывают и формуют, разогревают в печи, томят под давлением в автоклаве и подают на стол. На заводе Lamborghini блины пекут из углеткани, пропитанной смолами. Материалы называются препрегами.
Тут уже 30 лет работают с армированным углеволокном пластиком (CFRP) и занимаются трансферным формованием пластмасс с помощью вакуума (RTM-Lambo). Специалисты Lamborghini готовы говорить об этом бесконечно. Жаль, что их пулемётную речь так тяжело воспринимать.
Углеткань вручную укладывают в форму, тщательно выстилая её слой за слоем (это делают женщины), а потом накрывают заготовку мешком, в котором создают вакуум. И стоит посреди цеха громадина, укутанная в полиэтилен, из которого там и сям торчат клапаны. Вокруг крутится специальный мужчина — он подключает к клапанам шланги и выкачивает весь воздух. Откачает — заготовки отправятся в автоклав.
Превращение рулончика углеткани в карбоновую эмблему происходит за три минуты под прессом, разогревающим материал до полутора сотен градусов.
Галопом по музею
Визит-центр Lamborghini, включающий в себя музей и магазин, был открыт в 2001 году. Он обошёлся в 18 миллионов евро. Двухэтажный музей вобрал всё самое-самое, включая неумолимый внедорожник LM002, на котором в сериале «Бригада» ездил актёр Сергей Безруков с позволения хозяина громадины, главного российского каскадёра Александра Иншакова.
Увидеть вживую единственный серийный внедорожник в модельном ряду Ламбо означает обмереть.
На первом этаже музея посетителей встречает скромный красненький автомобильчик. В сравнении с прочими экспонатами он всяко проигрывает, однако с него-то всё и началось. Это Lamborghini 350 GT — первая модель, выпущенная компанией Ферруччо Ламборгини.
На других экспонатах глаз отдыхает и радуется: есть парочка болидов Формулы-1 и их сумасшедшие моторы…
…канареечный Diablo…
…юбилейный Countach и «двадцать первый» Reventon — машина с серийным номером 0, не засчитанная в официальный тираж из 20 купе…
…раскрытая, как ракушка, Miura маэстро Гандини, её «собратья», заострённые, как долото, и похожие на сплющенные бойки молотков…
..а под стеклом лежат ржавые напильники, которыми орудовал сам Ферруччо Ламборгини.
На стене висит Murcielago, выпуск которого был торжественно завершён в мае 2010 года. За девять лет в Сант-Агате было произведено 4099 таких машин. На смену Мурси пришёл Авентадор. Его планируют выпустить даже меньшим тиражом. Объём ограничен сроком службы форм для создания карбонового монокока. Их всего восемь, использовать каждую можно 500 раз.
Всего в музее экспонируются два десятка автомобилей, и в их окружении даже устраивают обеды. Посетители ковыряются вилками в тарелках, упёршись взглядом в исполинский V10. Ничем иным, кроме как глазами, щупать экспонаты нельзя, но запрет останавливает не всех. Я видел, как китайские партизаны буквально втирались внутрь суперкаров: тихонько, пока никто не видит, приоткрывали дверцы, капоты, багажники…
Autoplus.su
По материалам drive.ru