Вопрос качества топлива интересует всех — от его производителей (компаний с мировым именем) до конечного потребителя. Остается заинтересовать тех, кому мы каждый день на заправках даем «чаевые»?
По цепочке
Загрязнение окружающей среды стало поводом для беспокойства давно. Потому и Европа начала внедрять жесткие экологические нормы, для того чтобы сократить выбросы в окружающую среду и взять «в узду» производителей автомобилей. Пресловутые нормы Евро-4 хороши тем, что не только сокращают вредные выбросы, но и благотворно сказываются на экономии топлива. По мнению экспертов, при этом некоторые двигатели, что называется «зажаты» и не выдают те мощностные показатели, на которые способны. В угоду экологам, наверное. Ну и топливная экономичность на должном уровне. Это в идеале. А как на самом деле у нас?
Производство бензина — довольно сложный процесс. Но по признаниям наших «бензиновых королей» технология производства свято соблюдается. Но на пути к конечному потребителю товарный бензин иногда смешивается нечестными «дельцами» с ниже приведенными продуктами с целью получения элементарной наживы. С помощью нижеизложенных «препаратов» деньги оседают в карманах. И прибавляется работы автосервису. Средство от моли — нафталин повышает октановое число, при этом образуя в топливной системе нагар и кристаллизуясь, забивает шланги бензонасоса и форсунки инжектора.
Спирт и ацетон при смешивании с бензином вызывают коррозию металла и съедаеют резиновые прокладки в двигателе. Применение присадок, содержащих марганец и железо, вызывает характерный рыжий нагар в цилиндрах, приводит к выходу из строя свечей, резко сокращает срок службы двигателя. Метилтрибутиловый эфир — разрешенная к применению присадка, иногда продающаяся на заправках. Однако, как и большинство присадок, она недолговечна, и со временем октановое число такого бензина падает, а присадка, разлагаясь, образует вредные для мотора вещества. Нескольких заправок же тетраэтила свинца с этилированным бензином достаточно, чтобы вывести из строя систему впрыска двигателя.
На уровне механика
Согласитесь, обидно, когда покупаешь новый автомобиль с двигателем, соотвествующим Евро 4, а бензин на заправке «гробит» двигатель. Что предпринять в таких случаях? Специалисты дилерских СТО рекомендуют перепрограммировать блок управления двигателем на соответствие нормам «Евро-2». Это единственно возможный вариант, но рекомендуемый только в том случае, если постоянно автомобиль заправляется неважным бензином. Как заметили сотрудники сервиса, все сложнее проводить эту процедуру, так как системы управления двигателями постоянно модернизируются и дают все меньше возможностей для изменения установок вручную. Последние изменения в законодательстве Европы сделали эту процедуру вообще невозможной.
Стоимость этой услуги колеблется в пределах 150-200 грн. В качестве превентивных мер при эксплуатации автомобиля применяется промывка форсунок (в просторечии — нжекторов) и топливного бака. Промывку форсунок(примерно 150-200 грн.) производители рекомендуют с учетом наших условий каждые 25-30 тыс.км.
Такую радикальную меру, как снятие и очистка от отложений топливного бака (примерно 230-300 грн), наши владельцы применяют редко. Может случиться, что из-за некачественного бензина выйдет из-за строя топливный насос($200-300), который находится в бензобаке. В этом случае, кроме замены насоса, чистят и бак.
Если же все-таки беда случилась, то алгоритм действий таков. Необходимо посетить ближайший дилерский сервисный центр. Там по результатам диагностики сделают вывод о неисправности системы топливоподачи. Затем дилер берет пробу топлива(1-1,5 л) и направляет его для экспертизы (порядка 300 грн — если спорный вопрос, то оплачивает дилер) в специализированный сертификационный центр. При этом потребитель, для того, чтобы вести разговор с АЗС о возмещении затрат на ремонт, должен иметь на руках кассовый чек. Теперь о сроке давности по предъявлению претензий. Постановление Кабинета Министров Украины №1442 от 20 декабря 1997 года «Про утверждение правил розничной торговли нефтепродуктами» в п.11 устанавливает срок предъявления претензий — 14 дней. Это подтвердили нам и в Киевском обществе защиты прав потребителей. В течении 2 недель можно предъявлять претензии, имея на руках кассовый чек конкретной заправки.
Законодательство
Для потребителя важно знать на основании каких нормативных документов нужно отстаивать свои права.
1. Закон ВР Украины «О защите прав потребителей» №1023-ХII от 12.05.1991
2. Постановление Кабинета Министров №506 от 11 апреля 2002 г «Об утверждении порядка гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены технически сложных бытовых товаров»
3. Сервисная книжка
4. Руководство по гарантии
5. Руководство по эксплуатации