Мечтать о французском автомобиле не принято, разве что за исключением Bugatti (хотя у него французским осталось лишь имя). В остальных случаях о французах полагается отзываться позитивно, но с оттенком второсортности, пропуская вперед немцев и японцев, ставя французские автомобили перед корейскими, то есть позволяя возглавить не почитаемый список «все прочие марки».
Приятное исключение – Citroen. Всерьез из общего ряда «прочие», где французы годами стояли, пропустив вперед американцев с немцами, они вырвались на самый верх всемирного изумления в 1955 году с моделью DS. Вот когда случился международный «Ах!» и Citroen в один день парижского автосалона стал символом Франции наравне с Эйфелевой башней и Chanel №5.
Сегодня достойный объект мечты – Citroen C5. Имя машине осталось от похожего на рыбу предшественника, зато суть и облик нынешнего С5 данный индекс не только отмыл, но еще и начистил до сиятельного блеска истинной красоты и настоящей французской утонченности. Машине уже три года, но она до сих пор красавица. Профессионализм дизайнера как раз в этом: автомобиль остается украшением с самого первого выхода в свет и на все последующие годы. Каждый С5 обращает на себя внимание в потоке и заставляет мечтательно смотреть вслед.
С5 сделан для эстетов, поклонников всего французского и для ценителей неординарности. Упомянутая в разговоре французская машина требует обязательного уточнения «У меня С5», «А, это такой – большой и красивый? Да, я вас понимаю». В С5 любая деталь неординарна и непременно имеет либо особенность формы, либо неожиданность функции, а весь автомобиль в целом – комплекс релаксации для наблюдательного человека. Дверная ручка – вот это красота! Внутренняя обивка двери – вот это форма! Сиденье – так это же мягкая мебель дорогого офиса. А ведь водительское кресло не просто с регулировкой наклона верхней части спинки (не говоря про обычные варианты регулировок), но еще и с подогревом (что вполне нормально) и, в самой дорогой комплектации, с массажем (поясницы). И дальше – погружение в эстетику. Закрываешь дверь и вместо напряжения от знакомства с новым и пока непознанным, расслабляешься в любовании непростого, переходящего в затейливое и непременно красивое. Графика приборов – явно дипломная работа выпускника академии коммуникативного дизайна; руль с неподвижной ступицей – самостоятельное слово инженерного мастерства; прописанная общим стилем и сопряженная аккуратными углами и перепадами высот передняя панель с точно прорисованным бардачком, дефлекторами вентиляции, дополнительными полочками под мобильный телефон и алюминиевым изгибом декоративной накладки – самостоятельная тема для преподавания в Школе технической эстетики. Резко шарить руками и тыкаться в кнопки нет ни повода, ни настроения. Поворот ключа, непривычная тональность мотора на удалении мощной шумоизоляции и сильнейший старт в положении D одного из лучших дизельных турбодвигателей начала ХХ века – объемом 3.0, мощностью 241 л.с. Столько мотора этой красоте не нужно, но пусть будет, добавляя мечте достойную энерговооруженность.
Но внутрь С5 попадает не всякий. Поэтому о том, сколь невероятны фантазии французских специалистов интерьера, узнают не все. А вот невиданная внешность выставлена на обозрение улицы, украшая ее. Седан С5 сделан столь умело, что про его эклектичность даже не догадаться. Отработанная хромом, оттененная сложностью светотехники, подчеркнутая остротой граней, красота породистого тела достигает эффекта, о котором помалкивают даже пресс-релизы: когда машина стоит, кажется что она все равно находится в движении. Ford в этом деле достиг меньшего успеха, но зато объяснился на всех углах, что данный эффект называется «энергия в движении». Французское воплощение — лучшая иллюстрация немецкого девиза.
В разговорах о Ситроенах всегда содержится какое-то «но». Оттенком прежнего качества, ресурсом моторов, неряшливостью сервиса, а в основном недостатком престижного шика. Хорошие они ребята, но что-то в них не то. Но упреки заканчиваются при первом же упоминании о С5. Его красота бесспорна, его стиль безупречен, его порода очевидна. А его подвеска Hydractive III+ недосягаема. Приседать и плавно ехать умеют многие машины, но все они обязательно сопоставляются с точкой отсчета – Ситроеном С5. В этом французы выиграли. Плавность хода в сочетании с хитроумной гидравликой всегда начинаются от С5 с дроблением на вариации и нюансы японских и немецких достижений, но обязательным сравнением – как у них получилось — хуже или лучше чем у Ситроена. В С5 достигнут тот уровень красоты и технической смелости, что мечтая о нем, поднимаешься до высоты, на которую многие автомобильные компании даже не замахиваются. Они избирают рациональный путь аргументов, исключающих чистую эстетику. Для них машина, чтобы ездить. Со всеми удобствами. А Citroen С5 – машина чтобы красоваться. Во всей эстетике этих удобств.