Количество дорогих автомобилей, которые попадают в ДТП на дорогах столицы, заставляет призадуматься каждого автомобилиста о страховании своего транспортного средства. Но как быть, если на машину установлено дополнительное оборудование в виде эксклюзивного обвеса, либо дорогущая аэрография? Как правильно застраховать авто, чтобы опосля «не остаться с носом»?
В чем заморочка?
Перед тем, как переступить порог страховой компании, необходимо определиться, какой полис вы будете оформлять. Ведь обладателю «гражданки» страховая компания не выплатит деньги за поврежденный бампер. Поэтому чаще всего владельцы «прокачанных» машин выбирают КАСКО. Именно этот полис защитит хозяина «железного красавца» в случае нежелательных приключений на дороге и не только.
Отличий в страховании обычного автомобиля и тюнингованного практически нет. Разница только в том, что, оформляя машину с допоборудованием, необходимо составлять еще и страховой договор на тюнинг. Но зачастую в страховой полис просто вносится пункт, в котором указывается наличие такого оборудования, а также тариф, по которому оно страхуется. Некоторые компании определяют такую же ставку на взнос и франшизу, как и при страховании автомобиля. Существует и другой способ страхования – на полную стоимость. То есть, авто и тюнинг страхуются, как единое целое, но при условии, что такой автомобиль «прокачан» всемирно известным тюнинговым агентством, ведь такое оборудование устанавливается на заводе. «Зачастую, тюнингованные машины собирают по заказу компании-производителя. В таких случаях тюнинг-ателье называют «придворным». К примеру, дизайн-студией компании Mercedes является AMG, у BMW – Hamann и т.д.», – рассказала Наталья Стреха, руководитель проектов по художественному оформлению и брендированию автомобилей ООО «Хаммер-ценр».
Для заключения договора страхователь должен осмотреть транспортное средство, чтобы определить его состояние и стоимость. Как правило, эксперты в курсе всех рыночных цен, поэтому волноваться, что вашего любимца могут недооценить, не стоит. Если вы все-таки остались недовольны результатами «осмотра», всегда есть возможность провести дополнительную независимую экспертизу, предварительно согласовав это со специалистами компании. В большинстве случаев при страховании стоимость тюнинга не должна превышать цену самого автомобиля. «Если же, по каким-либо причинам, страховая сумма оказывается больше действительной (рыночной) стоимости, то договор считается недействительным в части превышения страховой суммы над действительной стоимостью имущества», – разъяснил Александр Шепель, начальник отдела автотранспортного страхования ЗАО «СК «Украинская страховая группа».
После того, как согласована цена, страховщику предлагают наиболее выгодный тариф. К примеру, если машина «не первой свежести», то расчет страховой суммы будет производиться с учетом износа транспортного средства. В этом случае, взнос будет больше, нежели при страховании такой же модели, но без пробега. Франшиза, в свою очередь, – меньше обычной ставки. Предлагаемые условия отличаются только пропорциональностью «взнос-франшиза». Иными словами, чем больше взнос, тем меньше франшиза, и наоборот. Как рассказала Катерина Маркевич, менеджер АСТ «Аис-Полис», в их компании можно застраховать автомобиль 2004 года выпуска стоимостью до 22 000 долларов, по трем тарифам:
1. страховой взнос – 6,18%,
франшиза в случае ДТП, ущерба – 0%; в случае угона – 10%;
2. страховой взнос – 5,37%,
франшиза в случае ДТП, ущерба – 0,5%; в случае угона – 10%;
3. страховой взнос – 5,75%,
франшиза: в случае ДТП, ущерба – 0,25%; в случае угона – 10%.
Кроме того, надо помнить, что страховой случай может классифицироваться по-разному. Есть классические ситуации, когда производится выплата: ущерб, угон, чрезвычайные ситуации (пожар, взрыв и т.д.) Но некоторые страховые компании могут менять, либо дополнять условия договора на свое усмотрение, если это не противоречит закону. «Есть такие понятия, как «исключение из страхового договора» и «дополнительные опции». Например, исключением из страхового случая, что приведет к отказу в выплате возмещения, может быть:сли водитель находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; мошенничество; умышленные действия страхователя или его доверенных лиц; грубые нарушения ПДД (проезд на красный сигнал светофора, пересечение двойной осевой, превышение скорости и т.д.); эксплуатацию клиентом летних шин в зимнее время; нарушение инструкций и правил регламентирующих эксплуатацию автомобиля, правил пожарной безопасности; действия пассажиров добровольно допущенных клиентом в салон и т.д.» – прокомментировал Шепель Александр. Дополнительными опциями, по словам Александра, могут быть самые разнообразные ограничения, установленные страховой компанией:
– выплата страховки без справки ГАИ;
– оплата автовладельцу стоимости проезда, либо проживание в отеле на время оформления договора;
– транспортировка автомобиля и многое другое.
Если тюнинг устанавливается на уже застрахованный автомобиль, то перестраховывать его заново не нужно. Все, что требуется от клиента – согласовать данный случай со специалистами, заплатив при этом дополнительную сумму. «Если автомобиль был застрахован без тюнинга, и в течение действия договора страхователь его установил, то желательно поставить нас в известность, потому что в таком случае ему выплатят как за автомобиль с обычной, базовой комплектацией», – рассказал Олег Супрунюк, директор экспертно-расчетного департамента НАСК «Оранта».
От ворот поворот
Как правило, страховые фирмы не разделяют тюнинг на технический, внутренний и внешний. Все дополнительные детали страхуются по одному и тому же тарифу. Немного по-другому обстоят дела с аэрографией. Застраховать эдакое художество не так то легко, особенно, если рисунок нанесен не в специализированном тюнигг-ателье. Сложность в том, что определить стоимость росписи, нанесенной «в домашних условиях» достаточно сложно, и некоторые компании отказывают страховать аэрографию именно по этой причине. Но, если у автомобилиста (-ки) есть на руках все платежные счета по выполненным работам – волноваться не стоит. Поэтому лучше всегда сохранять чеки, которые вам точно не помешают…
Аэрография, нанесенная на автомобильную поверхность, при страховании разделяется на капот, бампер, зеркала, антикрыло и т.д. Соответственно, каждая деталь страхуется отдельно. В случае же ДТП, вам возместят ущерб только поврежденных частей рисунка. Застраховать аэрографию можно непосредственно в ателье, где она наносилась. На сегодняшний день такую услугу предоставляют всего два киевских ателье – Nextlook и «Хаммер-центр». Наталия Стреха рассказала, как страховали машину с рисунком, выполенным их мастерами: «К нам приехала девушка на Peugeot 407 стоимостью 25 000 евро. Она захотела видеть на капоте своей машины пустыню, а по бокам – игуану. После окончания работ приехали страховые агенты, уточнили стоимость такой работы и включили аэрографию, как допоборудование, в страховой полис».
В то же время, дополнительное оборудование имеет свои «подводные камни ». Любое изменение конструкции транспортного средства необходимо согласовать с МРЭО. В статье 32 пятого раздела закона Украины «О дорожном движении» не разрешается без согласия производителя устанавливать тюнинг, если из-за этого изменяется:
– полная маса автомобиля и ее распределение по осям;
– размещения центра веса;
– тип двигателя, его вес и мощность;
– колесная база или колесная формула;
– система тормозного и рулевого управления, а также трансмиссии.
Не последнее место в страховом договоре имеет и то, каким образом будут восстанавливаться полученные повреждения. «Клиент сам решает, каким образом (и где) он будет ремонтировать авто. Но важным моментом является то, каким способом будет определяться стоимость восстановительного ремонта автомобиля. Мы предлагаем два варианта (на выбор клиента): на основании оценки аварийного комиссара компании или специалиста, согласованной с компанией экспертной организации. Стоимость восстановительного ремонта определяется по первому варианту и подлежит корректировке в случае предоставления страхователем детализированных актов выполненных работ фирменной (гарантийной) СТО», – рассказал Олег Усов, начальник управления автострахования НАСК «Оранта».
Из всего вышесказанного вывод напрашивается один. Прежде, чем страховать тюнингованное авто, необходимо подробно прописать (и прочитать!) все тонкости по выплатам.