В связи с ужесточением требований по нормированию состава отработавших газов становится понятно, почему автопроизводители уделяют столь пристальное внимание процессу сгорания и контролю над уровнем выбросов.
Стратегии, которым следовали ранее, не соответствуют действующим требованиям по нормированию состава автотранспортных выбросов. Мы уже привыкли к системам с замкнутым контуром и соответствующим топливом.
Система управления двигателем полагается на многочисленные датчики, которые должны работать правильно, предоставляя все необходимые данные для обеспечения максимальной эффективности работы двигателя. Когда были внедрены каталитические нейтрализаторы отработавших газов, их функция состояла в строгом контроле коэффициента соотношения воздуха/топлива 14,7:1 или лямбды =1,0.
Это означало, что система управления двигателем нуждалась в способе определения концентрации топливовоздушной смеси. Необходимые данные удалось получить путем измерения количества кислорода в выхлопных газах после завершения процесса сгорания.
Закрытая система, или система с замкнутым контуром представляет собой стратегию, при которой система управления двигателем полагается только на те данные, которые были предоставлены кислородными датчиками с целью регулирования продолжительности впрыска топлива. Во время прогрева двигателя система управления двигателем полагается на запрограммированную продолжительность впрыска топлива, не воспринимая сигналы, поступающие от кислородных датчиков.
Кислородный датчик
Самым распространенным типом датчика, установленным на системах впрыска бензинового топлива, является циркониевый. До того, как появился каталитический нейтрализатор отработавших газов (Pre cat предварительный каталитический нейтрализатор ), существовал один датчик; другой датчик был разработан после того, как появился каталитический нейтрализатор отработавших газов (Post cat). Сам датчик изготовлен из двуокиси циркония, одна часть элемента открывается в атмосферу, а другая взаимодействует с отработавшими газами. Платиновый контакт присоединен к каждой из сторон элемента из двуокиси циркония.
Действие кислородного датчика
Датчик, установленный после каталитического нейтрализатора отработавших газов, действует по тому же способу, что и датчик перед ним, но с одним очень большим отличием. После того, как газы были обработаны каталитическим нейтрализатором, содержание кислорода в них остается на неизменном уровне. Это обеспечивает постоянное напряжение около 0,4 0,6 В. Теперь система управления двигателем может эффективно отслеживать работу каталитического нейтрализатора отработавших газов.
Стандартные неисправности
В связи с тяжелыми условиями эксплуатации и минимальными значениями напряжения проблемы могут возникнуть очень легко. Зная, как работает датчик, вы получаете ключ к успешной диагностике кислородных датчиков.
Контакт 1 Нагреватель +
Контакт 2 Нагреватель
Контакт 3 Сигнал напряжения
Контакт 4 Земля
Если сигнал мал (среднее напряжение 0,3 В) или слишком велик (среднее напряжение 0,7 В), то, вероятно, датчик стал жертвой коррозии на платиновых электродах или загрязнения в отверстиях. Если автомобиль оснащен несколькими кислородными датчиками pre и post, можно получить более точную информацию. Используя данные двух или четырех каналов и накладывая сигналы, можно получить точные сведения о времени реакции и операционной/рабочей нагревателя. Отключите датчик и измерьте сопротивление на контактах 1 и 2. Если оно лежит в пределах 5 30 Ом, проверьте сигнал, который поступает от электронного блока управления двигателем. Обычно он приводится в действие за счет сигнала модуляции длительности импульса (PWM), поступающего от электронного сигналы от исправных датчиков должны быть зеркальным отражением друг друга.