Многие автомобилисты считают, что автоматическая коробка передач совершенно не поддается ремонту.
Если и можно её отремонтировать, то только в специализированном автосервисе. Действительно, отремонтировать АКПП в гаражных условиях сложно – но возможно. Все зависит от сложности ремонта. Для устранения многих неисправностей потребуется только ваше умение и соответствующий инструмент.
Например, если при переводе селектора АКПП в положение «D» наблюдается пауза между нажатием на педаль газа и началом движения, значит «автомат» нуждается в ремонте. Затягивать с ремонтом не следует. Так как через некоторое время передачи вообще перестанут переключаться.
В принципе, если не доводить АКПП «до ручки», то некоторые ремонтные работы можно выполнить самостоятельно, причем, иногда даже нет необходимости в демонтаже коробки с автомобиля. Но, не нужно забывать, что если начавшую «барахлить» АКПП не отремонтировать вовремя, то восстановить её работоспособность не смогут даже специалисты – проще будет купить новую коробку.
Кроме того, еще до ремонта АКПП, нужно быть уверенным в исправности мотора, и если есть какие – либо неисправности, то их следует устранить. Также нужно правильно отрегулировать двигатель. Например, если приходится удерживать тормозами автомобиль с работающим двигателем на ровной площадке, значит, АКПП работает с перегрузкой, «на износ». Поэтому обязательно отрегулируйте обороты холостого хода.
Теперь поговорим более детально о профилактическом ремонте АКПП. Начните с проверки масла. Если масло давно утратило свой первоначальный цвет или имеет неприятный горелый запах, значит с АКПП серьезные проблемы, и гаражным ремонтом собственными силами не обойтись. Возможно, что тут и специалисты не помогут. Совет можно дать один – не экономьте на масле для АКПП, так как ремонт или покупка нового «автомата» будут стоить дороже. Правда для некоторых сортов масла потемнение является нормальным, так что не всегда приходится грешить только на масло.
При эксплуатации АКПП с низким уровнем масла, оно может начать вспениваться и в нем появятся пузырьки воздуха. В результате могут начаться проблемы с пробуксовкой и переключением передач. Старайтесь контролировать уровень масла как можно чаще. Проверяйте уровень масла в соответствии с инструкцией к вашему автомобилю, так как в зависимости от модели, процедура проверки уровня может несколько отличаться.
Если выяснилось, что уровень масла упал ниже отметки «MIN», осмотрите АКПП на предмет течи. Если утечка масла происходит через задний сальник, прокладку поддона или поврежденные трубки охлаждающего контура, то ремонт АКПП можно будет произвести без её демонтажа. Кстати, повреждение трубок охлаждающего контура – наиболее частая причина утечки масла из АКПП. Дело в том, что масло в них находится под давлением, и даже небольшое повреждение вызывает значительные «потери» масла. Если масло имеет молочный оттенок, то вероятнее всего в масло попала охлаждающая жидкость. Такое бывает из-за разгерметизации радиатора охлаждения АКПП, встроенного в основной радиатор системы охлаждения двигателя.
Часто на автомобилях, оборудованных АКПП, имеется специальный трос, соединяющий дроссельную заслонку карбюратора с коробкой, для обеспечения оптимального режима переключения передач. Отыщите этот трос, и посмотрите, не пережат ли он, легко ли он перемещается. При необходимости устраните причины тугого хода троса.
Если к коробке передач подключена вакуумная магистраль, проверьте целостность всех шлангов, убедитесь, что не перекрыт ток воздуха. При поломке регулятора АКПП полностью выходит из строя. Обычно при этом вакуумный регулятор начинает дымить, так как трансмиссионная жидкость попадает в мотор. Обычно поломки регулятора связаны с повреждением диафрагмы. Можно внять трубку со штуцера и посмотреть, нет ли в ней жидкости. Наличие жидкости говорит о том, что вакуум-корректор придется менять.
Теперь поговорим о регулировке привода управления АКПП. В большинстве случаев это делается так: устанавливаем селектор в положение «Р», после чего отсоединяем привод от АКПП и уже на самой коробке устанавливаем рычаг в положение «Р». Далее согласовываем положение рычагов, подсоединяем привод, при необходимости удлиняя или укорачивая его.
Как уже говорилось выше, замену масла и фильтра АКПП нужно производить своевременно, тем более что это не такая уж и сложная процедура. Многоразовый фильтр – сетку не меняют, а просто чистят, предварительно отмочив в растворителе. Для слива отработанного масла пользуются сливным отверстием. Если его нет, то нужно отвернуть винты поддона АКПП, оставив лишь два угловых винта. Подставьте подходящую емкость для сбора масла под тот угол, который ниже, и немного отверните оставшиеся болты. Часто при этом приходится отрывать поддон от корпуса АКПП с некоторым усилием. Слив всю жидкость болты отворачивают полностью. Сняв поддон, вы получите доступ к фильтру – осмотрите его. Если сетчатый фильтр забит фрикционным материалом, значит нужно обращаться к специалистам на СТО, так как это говорит о серьезной поломке.