Каждый из нас в той или иной степени имеет общее представление о том, что такое мощность, и что такое крутящий момент.
Однако наиболее часто задаваемым вопросом все же является вопрос: чем отличается мощность двигателя от крутящего момента?
Предлагаю расставить все точки над «И» и выяснить, в чем заключается основное отличие мощности от крутящего момента.
И так, поехали…
Демонстрируя графики параметров и характеристик двигателя, как правило, приводят две кривые — это мощность и крутящий момент. По идее — вполне достаточно было бы и одной кривой, поскольку вторая высчитывается, исходя из показателей первой.
Если объяснять «на пальцах», то крутящий момент это, грубо говоря — тяга, способность двигателя к развитию тягового усилия. Что это за величина и что значат все эти Ньютон-метры (Нм)? Все становится понятно после приведения обыкновенного примера с болтами. Допустим, если затягивать болт ключом длиной 1 м, воздействуя на него с силой 10 Ньютонов, то в результате мы получим значение крутящего момента — 10 Нм. Вы спросите, а сколько это — 10 Ньютонов? Если примерно, то “килограмм-сила” (единица измерения, которая обозначаемая “кгс” или “кГ”) равна силе, с которой килограммовое тело давит на весы, которые стоят на поверхности Земли. Короче говоря, 10 Н — равно килограммовому усилию.
Подытоживая вышесказанное. Крутящий момент — это определенная величина, которая измеряется при помощи динамометра. Динамометр создает, своего рода тормозящую нагрузку на двигатель, измеряя касательное усилие, которое прилагает коленвалом, при сопротивлении данной нагрузке. Вроде разобрались. Я думаю понятно?!
Что такое мощность двигателя — это производная величина. Для того чтобы получить мощность в лошадиных силах, необходимо крутящий момент умножить на общее количество об./мин, и разделить на 5252. Другими словами, мощность — это определенный объем работы, который произведен за определенное время. Для того чтобы описать мощность чуть более понятными величинами, можно взять к примеру такие значения. Одна европейская лошадиная сила равна мощности, достаточной для поднятия груза весом 75 кг на метровую высоту за 1 сек. времени. Исходя из этого, не сложно, почему мощность измеряют из крутящего момента. Все из-за того, что момент намного проще измерить. Более того теперь становится понятно, из-за чего растет мощность растет при повышении оборотов.
Если честно, то тема мощности, а также крутящего момента настолько обширна, что для того чтобы рассмотреть все моменты и тонкости этих понятий, мне необходимо создавать целый раздел, в который придется писать на протяжении долгого времени только про два этих понятия. Все из-за того, что в рамках этой темы возникают другие не менее важные вопросы, например: почему после определенного количества оборотов мощность начинает падать, как между собой связаны мощность и крутящий момент, что такое эластичность двигателя, и т.д. Одно могу сказать точно, к этим вопросам мы несомненно еще не раз вернемся.