Госдума во втором и основном чтении приняла законопроект об утилизационном сборе на новые и подержанные автомобили. Утилизационный сбор будет взиматься с 1 августа 2012 года.
Поправки вносятся в закон «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса РФ и, согласно проекту закона, сбор будет взиматься с транспортных средств, как ввозимых, так и произведенных в России, в целях обеспечения экологической безопасности.
Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых будет уплачиваться сбор, определит правительство РФ. Впрочем, уже известен ряд исключений.
Так утилизационный сбор не будет взыматься с автомобилей, принадлежащих беженцам и переселенцам при их возвращении на родину, а также дипломатам, сотрудникам консульских учреждений и членам их семей. От сбора освобождаются и автомобили, с момента выпуска которых прошло более 30 лет и они не предназначены для перевозок пассажиров, багажа и грузов на основании возмездных договоров, имеют оригинальный двигатель, кузов и сохранены или отреставрированы до оригинального состояния.
Также сбора избегнут машины, ввозимые с территорий государств-членов Таможенного союза и имеющих статус товаров Таможенного союза, и транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Калининградской области до 1 апреля 2016 года. Кроме того, из-под действия законопроекта была выведена и сельскохозяйственная техника.
По словам первого зампреда думского комитета по промышленности Владимира Гутенева, нагрузка по утилизации полностью ляжет на производителей и импортеров, то есть будет закладываться в стоимость машин. Физические лица будут уплачивать сбор только в случае импорта единичных транспортных средств.
При этом расходы организаций и индивидуальных предпринимателей, которые в дальнейшем будут утилизировать автомобили, будут компенсироваться за счет средств федерального бюджета.
Согласно законопроекту, на новые легковые автомобили будет установлен сбор в размере 20-45 тысяч рублей, а на грузовики — 150-400 тысяч рублей. Гутенев отметил, что коэффициент утилизационной трудоемкости легковых автомобилей, при массе не более трех тонн и с объемом двигателя не более 1,3 литра составит 0,5, то есть вся величина сбора составит 10 тысяч рублей. Для автомобилей с объемом двигателя от 1,5 до 1,8 литра — 1, а свыше 3,5 литра — 3,5-3,6. В свою очередь к подержанным машинам будут применены коэффициенты, повышенные примерно в четыре раза.