«Быдловодители», которые плюют на правила и других участников движения, – неотъемлемый атрибут российских дорог. Однако борьба с хамством с помощью провокаций и агрессии дает обратный эффект.
На этой неделе СМИ и широкая общественность вновь вспомнили о проекте «Стопхам». Этот проект был запущен еще в 2010 году в рамках молодежного движения «Наши». Суть «Стопхама» сводилась к тому, что его активисты находили автомобили, которые, по их мнению, неверно припаркованы, и наклеивали на лобовые стекла стикеры «Мне плевать на всех, я паркуюсь где хочу». В некоторых ситуациях возникали конфликты с автовладельцам, начиналась потасовка. Все это «стопхамовцы» снимали на несколько видеокамер и выкладывали ролики в интернет. Красочные постановки с реальными дорожными разборками моментально вызвали интерес общественности, разделив ее на два полярных лагеря – на тех кто «за» и «против». Однако постепенно интерес к кампании угас.
Оказывается, в августе 2011 года проект «Стопхам» обособился от движения «Наши» и возобновил свою деятельность в новом гражданском формате. «Мы не имеем отношения к ангажированным политическим движениям, – заверил «Газету.Ru» пресс-секретарь проекта Илья Фадеев. – Мы четкий социальный проект». В «Стопхаме» настаивают, что сами участники скидываются на покупку наклеек. Впрочем, их стоимость просят не афишировать.
Почти за год возрожденные «стопхамовцы» сделали более 30 роликов, однако только последний – под названием «Чечня культурная» – вновь заставил вспомнить о проекте.
На записи активисты просят женщину-водителя перепарковать ее внедорожник Lexus, так как автомобиль стоит в третьем ряду и мешает проезду троллейбуса. Автомобилистка отказывается. После этого, как уточняют в проекте, на подмогу женщине приехали 10–15 человек на трех люксовых иномарках (со стороны «Стопхама» было 30–40 человек). Завязалась драка. Одним из наиболее активных участников конфликта был подъехавший на разборки за рулем Porsche Cayenne молодой человек. Как позже выяснилось, он и женщина-водитель «Лексуса» – это соответственно сын и супруга крупного чеченского чиновника.
В связи с общественным резонансом, инцидентом, запечатленным на ролике «Стопхама», впервые заинтересовались столичные полицейские и возбудили по факту потасовки уголовное дело по статье «хулиганство». Драки с автовладельцами были и на предыдущих роликах проекта, однако в ГУ МВД Москвы объясняют, что раньше не возбуждали дел, потому что ни от водителей, ни от активистов проекта заявлений не поступало.
Подобные акции «Стопхам» проводит дважды в неделю в течение двух-трех часов. По словам участников проекта, каждый раз им удается охватить все больше нарушителей.
Де-юре участники проекта действуют в рамках закона. Маловероятно, что приклеенный на стекло круг нанесет ущерб.
Беседу с нарушителями активисты начинают предельно аккуратно – вежливо просят переставить автомобиль. Однако стоит водителю выйти из машины, как он видит вокруг себя толпу в 20–40 человек и направленные на него несколько видеокамер. В то же время один из участников начинает пытаться наклеить огромный красный круг с надписью на лобовое стекло. Автовладелец воспринимает это действие как попытку нанести ущерб его автомобилю и соответствующим образом реагирует.
Есть примеры положительных результатов, когда водители не хотят ввязываться в конфликт и убирают автомобили. И гипотетически можно предположить, что основная цель активистов – действительно побороть хамство на дорогах и заставить водителей соблюдать ПДД. Однако если идет речь об идеологической борьбе с хамством, то перевоспитать таким образом «быдловодителей» не получится: на деле эффект совершенно обратный. Агрессивные автовладельцы воспринимают такие вылазки против них как провокацию и озлобляются еще больше. Некоторые бросаются на девушек – участниц проекта, другие берут в руки бейсбольные биты, молотки или просто ввязываются в рукопашную. И вместо правильной парковки и соблюдения ПДД начинается уличная драка, которую затем под бойкую музыку иллюстрируют участники проекта. «Не уберу принципиально», – отвечает на предложение перепарковаться главная героиня нашумевшего ролика, на котором запечатлена массовая драка.
Очевидно, что существующих административных санкций против водителей, плюющих на других участников движения, недостаточно.
Именно поэтому активисты другого гражданского движения – общества «синих ведерок» – придумали снимать нарушителей на фотоаппараты и видеокамеры, а затем отсылать эти материалы в ГИБДД. Мера слабоэффективная, но именно поэтому активисты и заразившиеся идеей другие граждане с настойчивостью Сизифа пишут заявления в полицию. И, как показывает практика, в ГИБДД начинают реагировать и штрафовать нарушителей.
С 1 июля текущего года штраф за нарушение правил стоянки вырастет с 300 до 3000 рублей. По Москве будут ездить около сотни специальных автомобилей, которые будут фиксировать эти нарушения и рассылать протоколы водителям. Неотвратимость наказания и высокие штрафы дисциплинируют нарушителей, но никак не провокация со стороны амбициозной молодежи.