Только один из пяти автомобилей имеет правильные крепления для детского кресла. К такому выводу пришли эксперты американского Института безопасности дорожного движения и Института транспортных исследований Мичиганского университета. Антирейтинг возглавляют американские, японские и корейские модели.
Институт безопасности дорожного движения (IHS) провел исследование 100 самых продаваемых автомобилей 2010—2011 модельных годов, среди которых были минивэны, внедорожники и даже спортивные купе, чтобы выяснить, позволяет ли их конструкция правильно закрепить детское кресло во избежание травм при аварии. В пояснительной записке к исследованию говорится, что его актуальность вызвана отсутствием каких-либо дополнительных испытаний при краш-тестах автомобилей, которые могли бы определить степень травматизма детей от неправильной установки кресла.
Сегодня существует три типа крепления детского кресла в автомобиле: штатными ремнями безопасности, с помощью креплений ISOFIX или LATCH. Последний тип распространен преимущественно в США и Канаде, однако используется также в Европе и России.
Крепления ISOFIX представляют собой специальные парные металлические конструкции, расположенные между подушкой и спинкой пассажирского сиденья, куда на карабинах крепится детское сиденье.
Начиная с 2003 года автомобили, сертифицированные для американского рынка, обязаны иметь якоря по системе LATCH. От предыдущей системы американские крепления отличает только наличие третьего, верхнего якоря, установленного на полке, закрывающей багажник. Кроме того, кресла, сертифицированные под LATCH, не имеют жестких сплошных карабинов. Вместо них используются ремни с карабинами на конце.
На российском рынке детских кресел представлены как американские производители, предлагающие автокресла с системой LATCH, так и европейские ISOFIX. Разница в их стоимости составляет в среднем около 10 000 рублей в пользу кресел с американской системой креплений.
«Мы оценивали пассажирские сиденья выбранных машин по трем критериям: доступности якорей (крепления для установки детского кресла по системе ISOFIX), глубине, на которой они располагаются, и силе, которую необходимо приложить, чтобы зацепить кресло», — заявила в пояснительной записке к исследованию старший вице-президент IHS Анна Маккартт.
По правилам, разработанным Федеральным агентством безопасности дорожного движения, глубина установки якоря в подушке автомобильного сиденья должна быть не больше 180 мм, доступ к нему должен осуществляться под углом не более 54 градусов при силе не больше 177,6 Н. По результатам IHS, только 21 модель из 100 полностью соответствовала этим требованиям.
Самой распространенной проблемой стала чрезмерная утопленность якорей в подушках сидений, в результате чего их было сложно найти и закрепить детское кресло. Претензии также вызвало расположение якорей, доступ к которым закрывали пластмассовые части детского сиденья.
Кроме того, 82 участвовавших в исследовании автомобиля имеют только якоря, расположенные на боковых сиденьях, тогда как именно среднее место на заднем диване является самым безопасным. Еще девять моделей позволяют установить кресло посередине, используя крайние якоря левого и правого задних пассажирских мест.
По результатам опросов автовладельцев институт пришел к выводу, что в 48% случаев водители вовсе не используют третье крепление, а в 39% случаев удерживающие ремни оказываются закреплены неправильно.
По итогам рейтинга институт назвал 21 автомобиль, конструкция которых обеспечивает правильную установку детских кресел.
Из бестселлеров, продающихся за пределами США, в список попали Audi A4 Quattro, Cadillac Escalade, Chevrolet Tahoe LS, Honda Pilot, Land Rover Range Rover Sport, Mercedes-Benz C300, Mercedes-Benz E350. Остальные модели доступны только на американском рынке.
Антирейтинг возглавил Buick Enclave CX. Также в него вошли Chevrolet Impala, Dodge Avenger Express, Ford Flex, Ford Taurus, Hyundai Sonata, Toyota Sienna.