Охлаждение любого автомобильного мотора осуществляется за счет постоянной циркуляции охлаждающей жидкости.
При прогреве двигателя она проходит по малому кругу, огибая цилиндровые втулки и циркулируя в блоке. По достижении определенной температуры открывается термостат и жидкость выходит на большой круг. В этом случае она проходит радиатор, насос и возвращается обратно в блог. Для ускорения процесса охлаждения используется вентилятор, создающий принудительный отток воздуха от радиатора.
Полноценная работа системы охлаждения возможна только при условии использования качественной охлаждающей жидкости. В противном случае детали системы быстро покроются ржавчиной. Похожая картина может наблюдаться и с блоком цилиндров. Все это приведет к ухудшению отвода тепла и появлению утечек.
Любая трещина в системе охлаждения может быть причиной закипания антифриза. Обнаружить микротрещины можно с помощью флуоресцентных добавок, присутствующих в любой охлаждающей жидкости. Благодаря им она светится в лучах ультрафиолета. Малейшую утечку в блоке, патрубках или радиаторе можно с легкостью обнаружить в свете ультрафиолетовой лампы.
Причиной критического повышения температуры вполне может быть и вышедший из строя термостат. Он представляет собой автоматический механизм, открывающийся при достижении определенной температуры. Рабочий материал термостата – технический воск. Под воздействием температуры он расширяется, открывает клапан и пропускает жидкость в радиатор охлаждения. С вышедшим из строя термостатом антифриз просто не будет охлаждаться.
Открытие термостата при слишком низкой температуре приводит к увеличению времени прогрева силовой установки. Вполне возможно и то, что она вовсе не сможет нагреться до рабочей температуры. В конечном итоге это приведет к увеличению расхода топлива и более интенсивному износу деталей мотора.
Эффективность работы системы охлаждения теряется при появлении пены и паровых пробок. Это происходит при использовании старой или контрафактной охлаждающей жидкости. Ее замена должна производится раз в два года. Заливать тосол вместо антифриза категорически не рекомендуется. Данные жидкости отличаются комплексом используемых присадок. Тосол создавался только для охлаждения деталей из чугуна, работать на современных двигателях он не может.