Электромобили — это стимул к развитию кросс-платформенного сетевого бизнеса.

Электромобили — это стимул к развитию кросс-платформенного сетевого бизнеса.Многие из самых успешных фирм используют цифровые платформы в виде своеобразных сетей продажи дополнительных услуг (показ рекламы и продажа товаров). Электромобили также являются товаром, под который можно создавать нечто похожее, поскольку ценность исходит от самого транспортного средства и дополнительных поставщиков услуг. Автомобили, работающие на бензине, также являются объектом для сетевого маркетинга, но современные менеджеры отрасли уже игнорируют новые векторы развития, так как сеть заправок уже развита в комбинации с продажей дополнительных товаров и услуг. Однако временные и структурные различия в сетевых эффектах для электромобилей заставляют производителей электромобилей использовать платформенные стратегии, которые необходимо принять компаниям, производящим электромобили, включая координацию создания сети, её развитие и открытость для потребителя.

Однако есть несколько препятствий для дальнейшего роста парка электромобилей. Одним из крупнейших является небольшое количество станций «быстрой зарядки», которые могут быстро зарядить электромобиль менее чем за полчаса. Результатом является классическая проблема «появления курицы или яйца». Небольшое количество электромобилей сокращает развёртывание зарядных станций, а низкая плотность зарядной сети снижает спрос на электромобили. Поначалу может показаться, что наличие зарядных устройств не так уж важно. Запас хода электромобилей резко увеличился до 400–500 километров на одной зарядке, и большинство электромобилей можно заряжать дома ночью или на работе в течение дня. Поскольку основная масса проезжает не более 60-70 км в день, потребность в станциях быстрой зарядки, как может показаться на первый взгляд, невелика. Тем не менее, исследования показали, что существует множество препятствий, которые необходимо преодолеть в этом вопросе, например, рост числа водители, которые хотят преодолевать большие расстояния за один день (5% автомобильных поездок составляют более 150 километров). Есть ещё немалое число жителей квартир, которые не могут заряжать автомобиль дома, и владельцев, которые постоянно забывают поставить своё транспортное средство заряжаться на ночь.

Учитывая, что сегодня зарядные станции имеют средний уровень использования ниже 10%, их экономическая жизнеспособность в значительной степени зависит от спроса. Может показаться, что две стороны уравновешены: мало машин и мало станций. Однако важно не соотношение, а абсолютная плотность зарядных станций поблизости. В результате фирма, входящая в эту индустрию, конкурирует не только по традиционным параметрам автомобильного качества, таким как скорость, мощность, управляемость, шум в салоне, эстетика и цена, но и по количеству точек дополнительных услуг в сети, таких как зарядные станции. Эта зависимость делает электромобили хорошей возможностью создать целую сетевую платформу в масштабах региона или страны.

Другие отрасли продемонстрировали, что проблему курицы и яйца можно координировать. К ним относятся видеокассеты/видеомагнитофоны, видеоигры/видеоприставки, торговые площадки, такие как eBay и АлиЭкспресс, и платёжные системы, включая Visa и Mastercard. Хотя эти другие отрасли промышленности во многих отношениях отличаются от автомобильной, их примеры, тем не менее, поучительны. Пренебрежение платформенным характером создаёт возможности для фирм, чьи менеджеры осознают данный контекст, в котором сейчас существует мировая автопромышленность, и могут использовать платформенные стратегии, успешные в других отраслях, для создания дополнительного источника конкурентного преимущества. Можно использовать сетевые эффекты таким образом, что это станет ценностным предложением для пользователей, в дополнение к своей автономной ценности (то, что система делает для пользователя, независимого от любых других пользователей).

Поскольку многосторонняя платформа управляет созданием стоимости за счет взаимодействия между несколькими сторонними участниками, жизненно важно, чтобы привлекалась критическая масса с каждой стороны. Однако, поскольку участники с каждой стороны получают ценность только тогда, когда на другой стороне большое количество участников, возникает пресловутая проблема курицы и яйца. Руководители больших корпораций давно научились решать эту проблему с помощью многих тактик, в том числе сложных бизнес-моделей, которые включают субсидии с одной стороны, чтобы стимулировать рост с другой стороны и, таким образом, привлекать участников, пока не появится надёжный маховик положительных сетевых эффектов с обеих сторон.

Несмотря на внешнее сходство в многогранной структуре как бензиновых, так и электрических автомобилей, между этими двумя категориями есть существенные различия. Они заключаются в следующем:

1.) временные — относящиеся к количественным характеристикам в текущий момент жизненного цикла двух технологий, например, размер установленных баз (или автопарков на автомобильном языке);

2.) структурные — с принципиальными качественными отличиями, такими как возможность подзарядки электромобилей в домашних условиях.

Сочетание этих двух различий влияет на то, как предложение (или размер сети) влияет на полезность или прибыльность.

Важнейшим элементом создания такой сети является наличие генерального спонсора (или владельца) платформы с правами принятия решения о том, кто может участвовать в экосистеме, какой будет траектория развития технологий и как подключиться к системе. Координатор также устанавливает правила участия и то, как они будут применяться, не исключая порядок вложений, взаиморасчётов, бухгалтерского учёта и стратегии развития. Дополнительные элементы включают типы пользователей, которые участвуют в системе, и единицы стоимости, которыми эти пользователи обмениваются. Ключевой вопрос, которым важно эффективно управлять, заключается в том, как ценность, создаваемая взаимодействием, фиксируется и затем распределяется между пользователями. Инструменты, используемые для обеспечения более эффективного обмена ценностями между сторонами, включают механизмы поиска, фильтрации и сопоставления. Платформенные организации также должны привлекать внешних партнёров в качестве членов своих экосистем для участия, чтобы они вносили свой посильный вклад.